Реферат: Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

Остальные рефераты » Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

www.diplomrus ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

Оглавление Введение 3


Глава 1. Казахи Алтая. Этнополитическая ситуация в Алтае-Саянском регионе и проблема формирования внешних и внутренних границ России (XVIII-XX вв.)


1.1. Этнополитическая ситуация в Алтае-Саянском регионе и «казахский вопрос» в связи с проблемой формирования государственных границ России (XVIII-XIX вв.) 40


1.2. «Казахский вопрос» в контексте административно-территориальных преобразований в Западной Сибири (XVIII-XIX вв.) 65


Глава 2. История казахских миграций в пограничной зоне Алтая и проблема социокультурной адаптации (XIX—XX вв.)


2.1. Казахи Северо-Западного Алтая: фактор седентаризации в истории миграций XIX в. 93


2.2. Казахи Юго-Восточного Алтая: история миграций и проблема социокультурной адаптации (XIX-XX вв.) 109


Глава 3. Стратегии межэтнического и межконфессионального взаимодействия в истории миграций казахов в пограничных районах Южной Сибири


3.1. Казахи Алтая: стратегии межэтнического взаимодействия сквозь призму этнического сознания 134


3.2. Ислам и православие: опыт взаимодействия в свете стратегий социокультурной адаптации казахов Алтая 158


Глава 4. Современная этнополитическая ситуация в пограничных районах Южной Сибири в связи с проблемой казахской диаспоры


4.1. Современные этнополитические процессы в трансграничной


зоне Алтая 188


4.2. Казахи Алтая: проблема новых идентичностей 211


Заключение 231


Список источников 248


Список литературы 250


Список сокращений 272


Список приложений 273


Приложения 274


Введение


Актуальность исследования. Реструктуризация постсоветского пространства перевела проблему границ России с независимыми государствами Центральной Азии из сферы экономической географии в сферу геополитики. Принципиальное значение в развитии сотрудничества в пограничной зоне имела подписанная 6 июля 1998 г. в Москве российско-казахстанская декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированная в XXI в.


В ходе российско-казахстанского диалога по вопросам юридического оформления и делимитации государственной границы 1998-2004 гг. были определены базовые понятия приграничной территории, пограничной зоны, самого приграничного сотрудничества; обозначен факт отсутствия пограничных притязаний соседних государств. Протяженность государственной границы Республики Казахстан составила 14 тыс. км; граница между Казахстаном и Россией — 7,5 тыс. км, стала самой протяженной сухопутной границей в мире [Зиновьев, 2004. С. 185-200].


В число наиболее важных в геополитическом отношении приграничных регионов Российской Федерации вошли Республика Алтай и Алтайский край, образующие ее центрально-азиатский рубеж. Эти административные образования являются частью Большого Алтая, который также объединяет Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая (СУАР КНР), Баян-Ульгийский и Ховдосский аймаки Монголии, Восточно-Казахстанскую область Республики Казахстан. Большую роль для современного российского Алтая играет развитие региональных и трансграничных форм сотрудничества в сфере экономики, культуры и межэтнических контактов в пределах алтайского макрорегиона.


В рамках открытия года России в Казахстане - 9 января 2004 г. - в Астане был подписан Договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам между Россией и Казахстаном. Главы обоих государств, поручив правительствам завершить подготовку Договора о делимитации го-


сударственной границы, высказали единое мнение о том, что государственная граница России и Казахстана является границей дружбы, добрососедства и сотрудничества, объединяющей братские народы.


В настоящее время программы трансграничного сотрудничества под-питываются идеями евразийского союза и перспективами межрегиональной интеграции. Этнополитический фактор занимает одно из важных мест в оценке современной ситуации в макрорегионе. Особенность ситуации состоит в том, что доминирующим в полиэтничных сообществах приграничных регионов стран Большого Алтая является казахский этнос, объединенный общностью истории, обладающий при всех локальных различиях единой культурой, единым языком и единой религией. Исторический опыт миграций, экономические, культурные и этнополитические контакты казахов приграничной зоны служат основой консолидации трансграничного сообщества. Можно предположить, что его геополитические ориентации и приоритеты в перспективе будут иметь существенное влияние на развитие ситуации в этой части Центральной Азии.


Интерес официального Казахстана к казахскому сообществу Евразии воплотился в ряде межгосударственных соглашений. Развитие казахстанско-российского сотрудничества в гуманитарной сфере обозначило перспективу конструктивного взаимодействия по вопросам обеспечения прав граждан и соотечественников, проживающих на территориях двух государств; решение проблем соотечественников стало рассматриваться как часть программы стабилизации евразийского этнополитического пространства.


Был разработан проект Концепции государственной программы Республики Казахстан об оказании содействия соотечественникам на 2003-2007 гг. Поддерживая соотечественников, официальный Казахстан утверждает стандарты межэтнического сотрудничества и толерантности. Наряду с практическими шагами по укреплению межрегионального сотрудничества и развитию всесторонних контактов с казахскими общинами России, Монголии, Китая, Турции и др. государств официальные круги Казахстана


поощряют программы изучения культурного достояния и исторического опыта соотечественников за пределами исторической родины. Исследование


^ прошлого и современных проблем казахских сообществ Центральной Азии и


России занимают одно из основных мест в гуманитарной науке суверенного Казахстана.


Актуальность этой проблематики определяют стратегии разработки и утверждения основ национальной политики, которые сформулированы в программных сочинениях политических лидеров Казахстана. В послании к многонациональному населению Республики 1999 г. «В потоке истории» президент Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Самые острые вопросы нашего бытия за несколько сотен дней до третьего тысячелетия - в чем состоит наша национальная идентичность, какая модель отношений культур современного Казахстана оптимальна, какие скрепы держат наше национальное сознание, как сохранить в стремительно меняющемся мире свое национальное "Я" — ведь все это вопросы политической реальности, но ответ затаился не столько, и не только в современности, сколько в темных и прозрачных водах истории...» [Назарбаев, 1999 С. 6].


Политизация этнической истории, производной которой становится эт-нонациональная идеология, создает оси напряжения, проходящие по линиям


^1 государственных границ современного Казахстана. История и нынешнее со-


стояние пограничных сообществ оказываются в центре внимания специалистов - ученых и практиков, ориентированных на анализ этнополитических реалий Центральной Азии XVIII—XX вв. — эпохи возникновения и трансформации гео- и этнополитических структур нового и новейшего времени.


В контексте сохранения стабильности в макрорегионе и развития двусторонних отношений Российской Федерации с Республикой Казахстан и другими государствами Центральной Азии приобретает новое звучание про-


fk блема казахов пограничной зоны Большого Алтая, где смыкаются государст-


венные границы России, Казахстана, Монголии и Китая.


Объект и предмет исследования. Представленная к защите работа посвящена анализу этнополитической истории Алтае-Саянского региона нового ,ф и новейшего времени. Избрав в качестве объекта изучения казахов современ-


ной Республики Алтай (РА) — этнолокальные группы казахов, сложившиеся на территории северо-западного и юго-восточного Алтая к началу XX в., в качестве предметной сферы исследований автор обозначил сюжеты истории полиэтничного сообщества алтайского участка российского пограничья XIX— XX вв.


По данным переписи 1989 г., численность казахов Горного Алтая (ГААО РФ СССР) составляла 10692 чел., из них 86,5 % проживали на территории пограничных Кош-Агачского и Улаганского р-нов; 8,5 % — в Усть-Канском, Онгудайском, Шебалинском р-нах ГААО РФ (нынешней РА). Сегодня казахи являются третьим по численности народом Республики Алтай.


Процессы демаркации границ и колонизационная политика, административные и земельные реформы в Российской империи XVIII — середины XIX вв. предопределили становление казахского сообщества трансграничной зоны. В этот период казахи начали продвижение в высокогорные и степные районы Алтая. Анализ казахской миграции XIX-XX вв. и связанных с ней стратегий социокультурной адаптации и межэтнического взаимодействия ка-Ф захского этноса в рамках полиэтничного сообщества Алтая занимает цен-


тральное место в работе.


Хронологические рамки работы (ее основной части) охватывают период XIX-XX вв.; при этом анализ этнической истории казахов региона опирается на характеристику этнополитической ситуации Большого Алтая XVIII-XIX вв. — того периода, когда закладывались основные тенденции развития геополитической ситуации в Центральной Азии, в полной мере реализовавшиеся уже в новейшее время.


ф Предметом системной оценки в рамках данной работы становятся про-


цессы формирования и структурирования регионального полиэтничного сообщества юга Западной Сибири, частью которого является казахский этнос.


Воссоздание социально-исторического и этнополитического контекста появления казахов на Алтае имеет важное значение не только в связи с процесса-^ ми делимитации российско-казахстанской границы и модернизацией страте-


гии взаимодействий Республики Казахстан с соотечественниками в России; анализ этнической истории локальных сообществ казахов Алтая также необходим для оценки процессов межэтнических взаимодействий в регионе с целью утверждения принципов толерантности и предотвращения тенденций этнической напряженности.


Цель и задачи исследования определяются перспективами изучения процессов формирования и структурирования регионального полиэтничного сообщества юга Западной Сибири - Русского Алтая (в традиционных этно-географических определениях) как части Большого Алтая.


Содержание работы задано соединением конкретно-исторического и ретроспективного методов анализа. Ее цель состоит в том, чтобы, восстановив этническую историю казахов пограничной зоны Алтая, оценить влияние политических, социальных и прочих факторов на самоопределение локального сообщества и дать оценку его современного состояния. В соответствии с авторской концепцией исследования выделяется ряд научно-практических задач, формирующих структуру работы:


1) дать аналитический обзор этнополитическои истории алтайского ре-


гиона в контексте политической и социальной истории России XVII-XIX вв.; выявить причины и специфику масштабных миграций казахов, явившихся частью этнополитическои и этносоциальной истории пограничных территорий России в Центральной Азии в новое и новейшее время;


2) по возможности полно восстановить этническую историю локальных казахских сообществ Алтая, возникновение и становление которых стало результатом взаимодействия ряда факторов; среди них: процессы геополитиче-ф ского структурирования сфер влияния в Центральной Азии XVIII-XIX вв.,


административно-территориальные преобразования на границах Российской империи XIX-XX вв., а также процессы социокультурной и социально-


политической трансформации традиционного кочевого казахского общества XIX-XX вв.;


3) в контексте этнической истории и истории миграции выявить стратегии социокультурной адаптации казахов в иноэтничном окружении Алтая, включая стратегии межэтнического и конфессионального взаимодействия, которые в конечном счете определили стратегии самоопределения локальных сообществ казахов пограничного региона;


4) проследив этнополитическую и этносоциальную историю пограничного региона российского Алтая новейшего времени, дать оценку современного состояния казахского сообщества региона в его отношении к основному этническому массиву; определить специфику самосознания и самоопределения локальных групп российских казахов в контексте современной гео- и эт-нополитической ситуации в Центральной Азии, а также в контексте всестороннего развития межгосударственного взаимодействия России и Казахстана.


Решение конкретных задач историко-этнографического исследования, обозначенных в рамках данной работы, позволит перейти к обобщениям методологического характера, связанным с определением категорий «этническая история» и «этническая идентичность», за которыми, согласно авторской версии, стоит непрерывный процесс трансформации этноса, в единстве стратегий социокультурной адаптации и этнополитического самоопределения.


Состояние научной разработки темы исследования. Поставив задачу проследить, как в ходе реальных гео- и социально-политических процессов (демаркация и делимитация границ, административно-территориальное районирование, направленные миграции, реализация программных положений национальной политики и т.д.) происходило становление локальных этнических сообществ казахов Алтая, автор опирался на обширный фонд исторических и историко-этнографических исследований по казахской проблема-


тике России и Казахстана, а также на современные методологические исследования в области теории этноса, этничности и этнических миграций.


Фактологическую основу работы определили фундаментальные труды «История Сибири» (1968-1969 гг.) и «Границы Китая: история формирования» (2001 г.), а также монографии отечественных историков-востоковедов и историков Казахстана, прежде всего В.А. Моисеева, С.Г. Кляшторного, В.Я. Басина, СЕ. Толыбекова и др., посвященные этнополитической истории казахского этноса в истории центрально-азиатского региона.


В работе были также широко использованы обобщающие выводы и конкретно-историческая информация, представленные в трудах по этнополитической и социальной истории отдельных регионов Большого Алтая, в том числе . в сочинениях Н.Г. Аполловой, Н.В. Алексеенко, М.С. Муканова, Л.П. Потапова, Н.С. Модорова, Л.И. Шерстовой, Г.П. Самаева, Н.А. Майду-ровой и др.


Обширный фонд названных историко-аналитических исследований имеет огромное значение, так как позволяет воссоздать генеральную схему этнической истории и расселения казахов Среднего жуза XVIII-XX вв., определить основные векторы в развитии миграционных процессов и обозначить стратегии этносоциальной адаптации кочевников с момента их включения (на основе добровольного принятия подданства) в инфраструктуру Российского государства.


В работе также учтены исторические исследования, предпринимаемые в суверенном Казахстане; они являются составной частью государственных и международных интеграционных гуманитарных программ республики, среди которых «Казахская диаспора: проблемы и перспективы», «Казахстан в историческом пространстве Евразии: опыт государственного и социально-культурного развития», «Культурное наследие». Результатом их реализации является серия монографий по истории казахского этноса, в том числе казахов ближнего зарубежья; можно назвать работы: К. Нурпеисова «Восстановление территориальной целостности Казахстана в XX в.» (1996 г.), Г. Менде-


куловой «Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие» (1998 г.), Р. Айдарбаевой «Казахи в Алтайском крае России (XVIII— 20—30 гг. XX в.)» (1998 г.), Э. Валиханова «Вопросы казахской государственности в XIX в.» (2001 г.), М. Абдирова «Завоевание Казахстана царской Россией и борьба казахского народа за независимость» (2002 г.) и др.


В целом, начиная с 1990-х гг. в гуманитарной науке Казахстана заметно меняются оценки исторического прошлого: отвергается цивилизационный фактор и утверждается факт разрушения национальной казахской государственности и этнической целостности в ходе колониальной экспансии России в Казахстане и Центральной Азии. В работах ряда авторов пересматриваются сложившиеся политические и геополитические стандарты Евразии; степи Южного Урала, юг Западной Сибири, Прииртышье включаются, с подачи казахстанских авторов, в ареал традиционного расселения казахского народа; как незаконно отторгнутые и составляющие часть исконной казахской этнической территории воспринимаются сопредельные с Казахстаном земли Алтая.


В контексте сохранения стабильности в макрорегионе и развития двусторонних отношений Российской Федерации с Республикой Казахстан и другими государствами Центральной Азии проблема воссоздания истории казахов пограничной зоны Алтая приобретает новое звучание. При этом в российской гуманитарной (этнографической и исторической) науке отсутствуют исследования, посвященные данной теме. Формирование и трансформация локального казахского сообщества юга Западной Сибири, частью которого является казахский этнос, не укладывается в исторические схемы, заданные официально ангажированной наукой Казахстана, и нуждается в системной оценке.


Политизация этнической истории Центральной Азии в последние годы втягивает в академический дискурс по поводу границ, территорий и миграций специалистов, ориентированных на социально-политическую и геополитическую проблематику. Работы В.П. Зиновьева, Н.Н. Аблажей, Е.В. Карих,

И.В. Анисимовой и др. рассматривают казахские миграции сквозь призму административно-фискальных практик на границах российского государства XVIII—XX вв. «Казахский вопрос» в связи с административно-территориальным районированием Алтая поднимается в работах Н.И. Разгон. Проблемы межэтнического русско-казахского и алтайско-казахского взаимодействия в связи с изменением геополитического контекста и актуализацией пограничных миграций анализируются в работах О.В. Воронина и А.В. Быкова.


Академический свод историко-этнографических и этнографических исследований, посвященных казахам Алтая, не отличается обширностью. Формирование информационной базы, ориентированной на полиэтничное сообщество Большого Алтая, начинается с XVIII в. в рамках комплексных реког-носцировочных изысканий на окраинах Российской империи.


Выполнение работы обеспечено широким кругом литературы и источников. Формирование академического свода, посвященного полиэтничному сообществу Большого Алтая, начинается с XVII в. в рамках геолого-топографических и энциклопедических изысканий на окраинах Российской империи. В «Книге Большому Чертежу» - описании несохранившейся карты Азиатской России (1627 г.) - данные об Алтае укладываются в несколько строк: «А Бия река течет из озера Тележского, а вдоль от озеро 5 дней, а по-перек день, и около тех мест кочуют многие иноземцы, саянцы, мундусы, калмыци, телеуты, ямундусы, караганцы. А от устья Бии и Катуни рек степью до Китайского царства ход есть».[Бурштейн. 2003. С. 13]


Детализация и содержательное наполнение этой схемы определили стратегию геополитических и связанных с ними академических экспедиционных практик в регионе на протяжении двух последующих столетий. Географическое и природоведческое описание Сибири, составление карты России и определение ее восточных границ входили в число приоритетных за- дач, выдвинутых перед академической наукой имперского периода. Маршруты экспедиций Д.Г. Мессершмидта (1720—1727 гг.) и Г.Ф.Миллера и

И.Г. Гмелина (1733-1742 гг.) прошли по Западному и Юго-Западному Алтаю, по верхнему Прииртышью, по Кузнецкой и Минусинской котловинам.


Один из выдающихся энциклопедистов России, Г.Ф. Миллер, опираясь на архивные изыскания, опубликовал новые документы о включении аборигенных тюркских народов региона в состав Российского государства. Будучи приверженцем имперских стратегий, российский академик придавал большое значение изучению ареалов и границ расселения народов. В работе «Описание Томского уезда Тобольской провинции в Сибири, в нынешнем его положении в октябре 1734 г.» Г.Ф. Миллер пришел к заключению, что земли между Обью и Иртышом были заняты кочевавшими там калмыка-ми/джунгарами, бывшими правителями телеутов. [Элерт А.Х. 1988. С. 69] Этот вывод, подтвержденный впоследствии многими исследователями и путешественниками стал отправным в изучении этнополитического контекста миграций казахов в границах Большого Алтая в джунгарское и постджунгар-ское время.


Начало изучения Алтая было связано с решением прикладных задач геополитической рекогносцировки и освоения природных, прежде всего гор-но-рудных, ресурсов региона. Сочинение начальника горных заводов Урала и Сибири В.Н. Татищева «Общее географическое описание всей Сибири» (1736 г.) содержало сведения о границах Алтая, о его гидрографии, флоре, фауне и населении.


В 1740 г. на землях телеутских кочевий, близ д. Усть-Барнаульской был основан Барнаульский медеплавильный завод А.Н. Демидова. В 1745 г. на Алтай прибыли полки регулярных войск. И в том же году по указу Сената для обследования находящихся в пограничной зоне Российского государства — за Колывано-Воскресенской пограничной линией, местностей и народов была организована экспедиция П.И. Шелегина.


Изменение геополитической ситуации в Центральной Азии в связи с разгромом Джунгарского ханства Цинами (1755-1758 гг.) дало новый импульс в освоении окраин Российского государства. Границы Поднебесной

империи вплотную приблизились к Алтайскому горно-рудному району. Донесения генерал-губернатора Сибири Ф.И. Соймонова, настаивавшего на обеспечении безопасности заводов, подтолкнули верховную власть к изданию в 1760 г. указа о строительстве крепостей и заселении русскими территорий от Усть-Каменогорска (основанного в 1720—1722 гг.) вверх по Бухтар-ме и до Телецкого озера, чтобы «упред к могущему с китайской стороны оных земель занятию...».[Воронин О.В. 2002. С. 172]


Задача укрепления сибирских пограничных линий была поставлена перед экспедициями майора Шанского и майора Эйдена, инженер-майора Пет-рулина, секунд-майора Поливанова 1760—1761 гг., которые прошли маршруты по рекам Бухтарме, Катуни, Чуе и их притокам, проведя рекогносцировку местности, поиск новых месторождении, описание природных и демографических ресурсов Алтая.


С 1768 г. начала работу Новая академическая экспедиция с участием академиков П. Палласа, И. Фалька, И. Георги; она имела системный характер и помимо географических, природоведческих и геолого-минералогических изысканий включала историко-этнографические описания Алтая и сопредельных территорий. Первым исследователем, углубившимся в пределы Горного Алтая, был П.И. Шангин, в 1786 г. по заданию начальника Колыва-но-Воскресенских заводов предпринявший экспедицию и нанесший на карту реки Иню, Чарыш, Коксу, Катунь, Бухтарму с их притоками, а также составивший этнографические характеристики населения региона.


В 1805 г. маршрут П.И. Шангина повторил Г.И. Спасский, обследовавший водораздел рек Катуни и Бухтармы и составивший блестящее описание коренного населения Алтая. На основе материалов, собранных к началу XIX в. Генеральный штаб составил карту Колывано-Воскресенских заводов, где были особенно подробно нанесены Северный и Западный Алтай с бас- сейнами рек Чарыша и Бухтармы, а Верхняя Катунь и Юго-Восточный Алтай оставались еще белыми пятнами. Комплексное изучение этих регионов было связано с формированием и демаркацией государственной границы России.

В начале XIX в. на территории Горного Алтая и в сопредельных районах Восточного Казахстана работали: земские чиновники A.M. Горохов и Г.И. Спасский (этнографические экспедиции 1803-1805 гг.), горный инженер И.П. Шангин - сын П.И. Шангина (экспедиция Колывано-Воскресенского горного округа 1816 г.), врач Ф.А. Геблер (1810-1830-е гг.), ученые К.Ф. Ле-дебург, А.А. Бунге и К.А. Мейер (экспедиция Дерптского университета 1826 г.). Дневники путешественников сохранили исчерпывающие естественнонаучные описания региона и яркие историко-этнографические очерки жизни и быта коренного населения Алтая и казахов Прииртышья. При этом, в них отсутствовали упоминания о казахских кочевьях в пределах Алтая. Границы расселения казахского этноса в дневниках 1816 г. И.П. Шангина были обозначены предельно лаконично: «Киргиз-кайсаки, на три орды издревле разделяющиеся, - писал путешественник, собственно составляют одно поколение, к которому принадлежат также Каменные, или Дикие, и Ала-таевские киргизы.


Пространство земли ими занимаемое, и границы оного: с левым берегом реки Иртыша, с Китайским владением, с Каспийским морем - с Хивою, Ташкентского, Бухарского и Коханского землями - довольно известно уже из Оренбургской топографии г. Рычкова... (связав легендарное происхождение казахов с именем Алача-хана и г. Азаретом, И.П. Шангин повествует о воз-вышении народа при Аргын-хане. - И. О.) ...В последствии времени счастливый успех переселил их из Бухарин, сопряженный с удивительным размножением народа; свобода, независимость в обладании многочисленных стад и всякого имения собственности, возбудили зависть в оставшихся под именем бухарцев собратиях их: кайсаков Большой и Малой Орды. Они воспрянули ото сна порабощения и, разоряя Азарет почти до основания, присоединились к переселенцам.


Сим решительным поступком подкрепив могущество и без того уже соделывавшегося страшным для мунгалов и торгоутов народа, положили

предел обитанию оных по левому берегу реки Иртыша, вытеснив в пределы Китайского владения и к Телецкому озеру, в ныне занимаемые ими места.


...Очистив общими силами левой берег Иртыша от населявших оной мунгал и торгоутов, заняли кайсаки Большой, Средней и Малой Орды места, ныне ими населенные, избрав каждая своего хана». [Шангин, 2003. С.67-71]


Экспедиции 1810-1820-х гг. в пределах Большого Алтая совпали с периодом обострения геополитической обстановки в Казахской степи. В 1817г. умер лояльный к России хан Букей, в 1819 г. умер наследовавший ему хан Вали. Эти печальные события, равно как и притязания Цинской империи на пограничные степные пространства, подтолкнули имперские власти России к принятию решения об упразднении ханской власти в Среднем жузе. «ПОЛОжение о сибирских киргизах» генерал-губернатора Сибири М.М. Сперанского 1822 г. обострило внутриполитическую ситуацию в азиатских регионах России и сделало проблематичным продолжение исследований в пограничном регионе.


Академические практики возобновились лишь в середине XIX в. в связи с процессом регламентации и демаркации российско-китайской границы. Серия межгосударственных договоров России и Китая 1850-1890-х гг. определили рубежи империй.


Стабилизация ситуации в пограничных районах позволила продолжить исследования региона и населявших его народов. Экспедиции П.А. Чихачева 1842 г., Г.Е. Щуровского 1844 г., СИ. Гуляева 1860-х гг., П.П. Семенова (Тянь-Шанского) 1856 г., В.В. Радлова 1860-1870-х гг., Г.Н. Потанина 1870-1880-х гг., Н.М. Дцринцева 1880-х гг. расширяли представления о Большом Алтае. Работы П.П. Семенова-Тянь-Шанского и Г.Н. Потанина позволили подготовить переиздание «Землеведения Азии» К. Риттера, составленного по материалам Академических экспедиций в Азию.


Системные описания центрально-азиатских (сибирских) территорий второй половины XIX в. включали топографические, геолого-географические, социально-экономические и статистические изыскания, связанные с

оценкой ресурсов макрорегиона, в том числе демографического и этнического потенциала. При этом исследователи нового поколения продолжали тра-.. диции академического энциклопедизма эпохи просвещения, ориентируясь на


цивилизационный подход. Демократические тенденции, которые проявились в этнографических сочинениях этого периода, акцентировали колониальные аспекты российских административно-политических практик в Сибири. В центре научного дискурса находилась проблема взаимодействия аборигенного населения, русских переселенцев и Российского государства.


Иноэтничные компоненты региональной этнополитической истории не являлись объектом анализа; хотя уже в дневниках В.В. Радлова (1860 г.) содержалась информация о присутствии в Чуйской степи казахских кочевий ' [Радлов В.В. 1989], а в материалах Г.Н. Потанина по Северо-Западной Мон-


голии были опубликованы фольклорные сюжеты о противостоянии алтайцев и казахов. [Потанин. 1883. С.218]


Этнополитической и социокультурной реальностью пограничной зоны казахский фактор стал благодаря прикладным изысканиям, начатым на Алтае в ходе демаркации и разметки границы и последовавших за этим административных и земельных преобразований. Военные топографы и политики-практики И. Бабков, Е. Шмурло, Р. Закржевский и др., а также географы В.В. Сапожников, В.И. Верещагин в 1880-1900-е гг., составив подробные описания горных ущелий и речных долин, прилежащих к российско-китайской границе в зоне Русского Алтая, зафиксировали многочисленные казахские аулы в пограничных урочищах, обозначили маршруты их кочевания.


С 1860-х гг. в Сибири повысился интерес к статистическим социально-демографическим и экономическим исследованиям. В 1894 г. при земельной части управления Алтайского округа было создано статистическое бюро для «обследования крестьянских хозяйств с целью поземельного устройства кре-а стьян на Алтае» и водворения переселенцев. Его заведующим стал один из


лидеров сибирского регионализма Н.М. Ядринцев, ведущим сотрудником -СП. Швецов — член Общества любителей исследования Алтая, в будущем -

профессор кооперативного института г. Петрограда. Тематика работ этого периода была тесно связана с реальными проблемами Саяно-Алтайского ре-Гф гиона: массовая миграция, землеустройство коренного и пришлого населения


(включая казахов), административные реформы. Заслугой статбюро стало обследование инородческого населения Бийского и Кузнецкого округов и публикация многотомного издания «Горный Алтай и его население» (1900 г.). По мере проведения землеустройства интерес Кабинета к статистике ослабевал, и в 1905 г. бюро прекратило свою работу. Тем не менее, статистико-этнографические обзоры СП. Швецова, а позже В.П. Михайлова по Горному Алтаю и Алтайскому округу Томской губернии ввели в научный оборот массовый материал, характеризующий состояние региональных полиэтничных сообществ. Впервые как этнодемографическая и этносоциальная реальность среди кочевых и оседлых инородцев Алтая в официальной статистике были обозначены локальные группы казахов региона — казахи Сарасинской инородческой управы, казахи Черно-Ануйского миссионерского стана и казахи Чуйской степи. Впоследствии казахские сообщества сел Сарасы и Черный Ануй, создавшие уникальные модели культурного синтеза в зоне взаимодействия кочевой и земледельческой традиций, никогда более не привлекали внимание исследователей. Казахское население Сарасы к середине XX в. полностью растворилось среди русского населения; казахи с. Черный Ануй стали объектом авторских исследований лишь в конце 1990-х гг. [Швецов, 1900]


Казахская тема возникла в научно-практических изысканиях в 1920-е гг., когда необходимость структурирования полиэтничного сообщества Сибири, актуализированная противостоянием времен гражданской войны, привела к созданию в рамках региональных администраций Отделов по делам национальностей; те в свою очередь образовали подотделы этнографиче-


j, ского и экономико-правового исследования жизни туземцев.

«Наркомнац, - подчеркивал в 1922 г. Л. Сары-Сэп, заведующий Алтайским губернским отделом по делам национальностей, - мог быть выдвинут