Реферат: Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

Остальные рефераты » Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок

www.diplomrus ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

Введение 1


Способ обозначения цитируемой в работе литературы 43


Каталог и способ обозначения клавирных сочинений Я. П. Свелинка 44


Глава 1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ГОЛЛАНДСКОГО ИСКУССТВА: ЯН СВЕЛИНК И ЕГО 49 ЭПОХА


1.1. «золотой век» «славного города амстелледама» 49


1.2. Музыка в голландской реформатской церкви 69


1.3. «Ars organi». Орган в северной Европе в XV — начале XVIII вв. 82


1.4. Нидерландская инструментальная музыка «Золотого века» (лютня, орган, клавесин) 125


1.4.1. Инструментальная музыка в церкви 125


1.4. 1.1. Применение церковного органа. Статус и обязанности 125 органиста. Другие инструменты в церкви


1.4. 1.2. Нидерландская традиция псалмовых вариаций 134


1.4.2. Камерная инструментальная музыка 148


1.4.2.1. Музыка голландского быта 148


1.4.2.2. Искусство игры фантазии 162


1.4.3. Несколько слов о нотации 175


Глава 2. Творчество Яна Питерсзона Свелинка. Теория и практика


КОМПОЗИЦИИ НА ЗАРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 181

Введение


2.1. Введение: «творец органистов» — школа «Магистра Яна» 181


2.2. "Правила композиции" 189


2.2.1. История создания и изучения трактата. Рукописи 189


2.2.2. "Строгий стиль" или "втораяпрактика"? 210


2.2.2.1. Интервалы, их классификация. Консонансы и 210 диссонансы


2.2.2.2. Ладовая система 225


2.2.2.3. Теория каденций 238 2.2. 2.4. Ключи 246


2.2. 2.5. Теория фуги. Контрапункт и гармония 254


2.3. Органист-творец: музыкальное творчество Яна Свелинка 290


2.3.1. Наследие Яна Свелинка. Источники 290


2.3.2. Иностранные влияния: источники и предположительная хронология создания клавирной музыки Я. П. Свелинка 316


2.3. 3. Духовные вариации 328


2.3. 3.1. Методика анализа духовных обработок 328 2.3. 3.2. Первоисточники. Для чего создавались циклы 337 2.3. 3.3. Истоки стиля и техники 351


2.3. 3.4. Техники композиции 356


2.3. 3.5. Принципы построения и объединения цикла 418


2.3. 3.6. Некоторые выводы 426


2.3.4. Фантазии 430


2.3.4.1. Творчество Яна Свелинка и концепция клавирной 430 фантазии на рубеже XVI—XVII веков


2.3. 4.2. Монотематические фантазии 436


2.3. 4.3. Фантазии в манере эхо 442


2.3. 4.4. Некоторые выводы 447


2.3. 5. Хроматика и темперация 450


2.3. 6. Предположительное разделение репертуара: для органа или клавесина? для чего свелинк создавал клавирные сочинения? методика


преподавания «магистра яна» 458


2.3. 7. Клавирный стиль Я. П. Свелинка. Некоторые выводы 468


Глава 3. Творчество учеников и последователей Яна Свелинка 473


3.1. Лютеранский взгляд на музыку. Роль органа и статус немецкого 473 органиста


3.2. Непосредственные ученики Свелинка 486


3.3. Последователи 521 Заключение 540


Основные нотные издания 548


Литература 562


Приложения:


1. полный перевод трактата я. п. свелинка "правила 585 композиции" с комментариями


2. Терминологический словарь 811


2.1. Словарь терминов по теории композиции (по трактату Я. П. Свелинка) 811


2.2. Некоторые архитектурные, церковные и органные термины 832


3. Генеалогия школы Яна Свелинка и краткие биографические сведения 839


3.1. Генеалогия 839


3.1.1. Нидерландские ученики и последователи Яна Свелинка 839 (таблица)


3.1.2. Немецкие, шведские и др. иностранные ученики и 840 последователи яна свелинка (таблица)


3.1.3. Краткое генеалогическое древо семьи Свелинков (таблица) 841


3.1.4. Музыканты в семье Дюбенов (таблица) 842


3.2. Краткие биографические сведения (Я. П. Свелинк и его школа, ее последователи и современники) 843


3.2.1. Династия Свелинков 843


3.2.2. Нидерландские ученики Я. П. Свелинка 846


3.2.3. Нидерландские современники и последователи


Я. П. Свелинка 848


3.2.4. Немецкие и другие иностранные ученики Яна Свелинка 849


3.2. 5. Немецкие и другие зарубежные музыканты — последователи 852 Я. П. Свелинка


4. Карты исторических Нидерландов, старинные карты городов


и изображения зданий 858


5. Иллюстрации (портреты, факсимиле рукописей, титульных листов и фрагментов первых изданий) 864


6. диспозиции некоторых органов 885


6.1. Диспозиции нидерландских органов XVI-XVII столетий 885


6.2. ДИСПОЗИЦИИ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ XVI— ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII СТОЛЕТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ Я. П. СВЕЛИНКА И ЕЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ 891


7. Органы, клавесины и церковные интерьеры (схемы и иллюстрации с пояснениями) 897


Введение


Ян Свелинк и его школа — одна из мощнейших и плодотворнейших ветвей музыкальной культуры барокко. Значение деятельности этой школы трудно переоценить: она не просто охватила своим искусством все без исключения передовые музыкальные явления эпохи, но и стала подлинной прародительницей многих из них.


Деятельность мастеров школы Свелинка распространилась на всю северную Европу и Скандинавию (Северные Нидерланды, северную и отчасти северо-восточную и центральную Германию, Польшу, Швецию и Данию). Хронологически творчество ее мастеров заключает период не менее чем в полтора столетия— начиная с 1600-х гг. и почти до середины XVIII века.


Актуальность исследования данной традиции связана с тем, что в наши дни, как никогда ранее, возрос интерес к старинной музыке, причем интерес не только исполнительский и слушательский, но и научный. Это требует качественно иного, чем прежде, уровня знаний о ней как от музыковедов, так и от исполнителей.


Говоря о нидерландской и североевропейской музыке XVI—XVII веков, особенно инструментальной, нельзя не отметить, что она является одной из самых интересных областей старинного музыкального искусства, причем как с художественной, так и с исторической точки зрения. Прежде всего, эта традиция отличается крайним своеобразием, которое до сих пор до конца не выявлено ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях. Кроме того, именно в этом регионе Европы на рубеже XVI—XVII веков зародились и рано достигли совершенства новейшие формы музыкального искусства (прежде всего инструментального, хотя и не только), которые позднее стали одной из вершин музыки эпохи. При этом то, как возникали эти формы, до сих пор во многом остается неясным.


Однако эти «вершины» были драгоценны не только сами по себе; они стали неотъемлемым компонентом формирования всего западноевропейского мира музыкального барокко в целом, поскольку именно благодаря североевропейским достижениям в искусстве других стран и регионов были открыты совершенно другие явления, на первый взгляд порой никак не связанные с «северными» корнями.


В связи с этим исследование данной традиции видится нам одной из насущных задач современного музыкознания. Дополнительным доводом в пользу необходимости изучения старинной североевропейской музыки служит и тот факт, что наш слушатель, становясь все


2


более искушенным, уже не всегда довольствуется прочтением, пусть даже и талантливым, музыкального произведения вне стилевого контекста соответствующей эпохи и страны.


Безусловно, «игра вне правил» стиля, наряду с так называемым аутентичным исполнением, уже давно завоевала прочное место на концертной эстраде и по-прежнему востребована публикой. Однако в этом случае возникает вопрос: насколько близка эта «новая» музыка той, которая звучала сотни лет назад? Отражает ли она то внутреннее содержание, которое вложил в нее музыкант прошлого? И действительно ли так необходимо максимальное приближение к первичному, изначальному смыслу музыкальной интонации, или же допустима ее свободная интерпретация в соответствии со слуховым опытом и уровнем знаний музыканта и слушателя XXI века?


Большая часть нидерландской музыки «золотого века», равно как и непосредственных учеников Свелинка— мастеров первого поколения северонемецкой органной школы и скандинавской ветви свелинковской традиции, до настоящего момента в нашей стране была практически неизвестна, либо не исполнялась вообще или исполнялась крайне редко. Однако помимо объективных трудностей, связанных с труднодоступностью материалов, не только у слушателей, но и у музыкантов вплоть до последнего времени существовал своего рода «языковой барьер», не позволявший без специального изучения проникнуть в глубинный смысл интонационности этой музыки. Это связано с тем, что те звучания, которые абсолютно естественны и органичны для уха слушателя западноевропейского, впитавшего этот музыкальный язык и культуру с самого рождения, могут произвести эффект необычайной новизны на слушателя, выросшего и воспитанного в России с ее музыкальными традициями. Поэтому, несмотря на то, что обычно попытки озвучания этой музыки пользуются у публики неизменным успехом, исполнители нередко вынуждены идти на некоторые «уступки», чтобы сделать ее более понятной, подчас нарушая целостность и чистоту стиля, что часто даже не ощущается слушателем1.


И все же, несмотря на все эти трудности и оговорки, попытки возрождения старинной исполнительской практики, на наш взгляд, весьма целесообразны, ибо в любом случае позволяют открыть новые, подчас неведомые нам грани этого прекрасного искусства. И к каким бы результатам и выводам не пришел в итоге исполнитель и слушатель, подобный опыт всегда способствует обогащению музыкального и духовного кругозора.


На русском языке до сих пор нет ни одной работы, посвященной историко-теоретическому исследованию этой важнейшей для развития музыки традиции, и уж тем более


1 Подобная ситуация обусловлена прежде всего отсутствием в нашей стране инструментов, способных воспроизвести эту музыку более или менее близко к оригинальному звучанию исторических западноевропейских инструментов, и в первую очередь органов XVI—XVII вв.


3


вопросам исполнения данного репертуара. Между тем, сведения о музыкальной, и в частности об исполнительской культуре северной Европы XVI—XVII вв., особенно голландской, могли бы дать колоссальный импульс к самостоятельному проникновению в необычный мир этой музыки как профессионалами— исполнителями и музыковедами, так и слушателями и любителями.


Поэтому на настоящий момент назрела необходимость комплексного научного исследования североевропейской музыки как одной из главных «лабораторий» формирования новой эстетики и музыкального языка эпохи барокко, центральным, «узловым» элементом которой была свелинковская традиция.


В связи с этим в качестве предмета исследования в диссертации были избраны те явления, которые обозначены нами как «Ян Свелинк и его школа».


Понятие «школы Свелинка», предложенное в работе, не ограничивается изучением творчества только самого Яна Свелинка и его непосредственных учеников, как это обычно делалось в большинстве зарубежных работ2. По мнению автора, более целесообразно и правильно рассматривать ее как свелинковскую традицию в целом, представленную деятельностью не только его непосредственных учеников и «учеников учеников», но и такими явлениями, которые были явно порождены соприкосновением с его «прямой школой», пусть даже опосредованным (как, например, «Книга музыкального искусства» И. Тайле).


На наш взгляд, такой подход более оправдан, поскольку он позволяет увидеть гораздо более целостную картину развития музыкальной культуры на севере Европы, чем при ограничении изучением искусства только непосредственных учеников Свелинка. Большинство из них закончило свой творческий путь уже примерно к середине XVII века, в то время как свелинковские влияния в видоизмененных формах продолжали жить еще около столетия и оказались гораздо более длительными и плодотворными, нежели можно заключить, судя только по деятельности его непосредственных учеников.


Косвенным аргументом в пользу такого подхода может служить название труда М. Зайферта— первой работы, фундаментально затронувшей вопрос свелинковской традиции: «Ян Свелинк и его непосредственные немецкие ученики»3 [курсив мой — Е. П.]. Ученый «не рискует» назвать свою диссертацию «Ян Свелинк и его школа», даже несмотря на то, что в ней


2 Среди последних из них упомянем монографию П. Дирксена {Dirksen P. The keyboard music of Jan Pieterszoon Sweelinck. Its style, significance and influence// Muziekhistorische monografieen, XV. Ed. A. J. Gierveld. — Koninklijke Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis, Utrecht, 1997 (№ 172) ), где это понятие не расшифровывается, однако из контекста его употребления становится понятно, что подразумевается творчество непосредственных учеников Свелинка.


3 Seiffert M. J. P. Sweelinck u. seine direkten deutschen Schiller// Siebenter Jahrgangsschrift ffir Musikwissenschaft, 2. Vierteljahrgang, April. — Leipzig, 1891. S. 145—260 (№ 199).


4


подробно рассмотрено творчество его наиболее значительных немецких учеников. Как можно предположить, дело здесь не только в том, что у Магистра, помимо немецких, были еще и голландские и скандинавские студенты. Думается, что Зайферт уже на уровне знаний о Свелинке конца XIX столетия понимал, что понятие его школы гораздо шире и не ограничивается только творчеством непосредственных учеников.


Свелинковская школа в таком понимании — это крайне разносторонняя и неоднородная система. Однако при всем многообразии индивидуальностей и иногда разнонаправленности творческих интересов, в творчестве каждого из ее мастеров есть некие общие точки соприкосновения, по которым легко распознать ее представителей. Прежде всего бросается в глаза универсальность, всеохватность музыкальной деятельности, причем как самого Свелинка, так и практически всех без исключения музыкантов его школы. Кроме того, поистине достойно удивления необычное творческое долголетие свелинковской традиции, охватывающее без малого полтора столетия.


Основной областью творчества музыкантов школы Свелинка, избранной предметом исследования в данной работе, является инструментальная, и, прежде всего, клавирная музыка. В свою очередь, в области клавирной музыки акцент сделан на органном творчестве.


Такой подход вызван тем, что органная музыка была наиболее «революционной», самобытной и в итоге исторически перспективной областью творчества как самого Свелинка, так и его учеников. Кроме того, инструментальная музыка основоположника изучаемой традиции исследована в нашей стране значительно меньше, чем вокальная. Что же касается северонемецких музыкантов, которые составили львиную долю этой школы, то именно органная музыка этих мастеров оказала наибольшее влияние на развитие европейского музыкального искусства вообще (причем не только инструментального), и, по-видимому, гораздо более значительное, чем их остальное клавирное творчество.


Ввиду того факта, что творчество Свелинка и его непосредственных учеников хронологически «совпадает» с началом Нового времени (условной границей Ренессанса и барокко в музыке на рубеже XVI—XVII вв.) — то есть с общепризнанной ныне «датой» смены музыкальных эпох, деятельность мастеров школы приобретает дополнительный интерес. Можно заранее допустить, что в их искусстве эта важнейшая перемена должна быть отражена с предельной отчетливостью и полнотой выражения, что должно было произойти по двум причинам. Во-первых, Амстердам, в котором более или менее продолжительное время пребывал каждый из этих музыкантов в период обучения у Свелинка, к началу XVII века был крупнейшим музыкальным центром. Во-вторых, все эти композиторы сами обладали незаурядными музыкальными дарованиями. Поэтому можно предположить, что их творчество находилось в авангарде новейших явлений музыкального искусства эпохи.


5


Основной задачей данного исследования является изучение искусства Яна Свелинка и его школы в аспекте взаимовлияния двух важнейших направлений творчества этих мастеров: практики композиции и импровизации, прежде всего инструментальной, и музыкальной теории. Иными словами, в диссертации сделана попытка выявить отражение предшествующей и современной музыкальной теории в музыкальной деятельности Свелинка и мастеров его школы, и наоборот — влияние (инструментальной) практики композиции и импровизации на музыкальную теорию эпохи.


Уже в процессе написания работы стало очевидно, что для наиболее полного и успешного решения этой задачи возникла насущная необходимость в изучении еще одной самостоятельной области — голландской музыкальной традиции того времени как таковой, что стало побочной, но при этом важнейшей задачей диссертации.


Эта проблема имеет самое непосредственное отношение к исследованию феномена Свелинка и его последователей: творчество как самого амстердамского мастера, так и северонемецкой школы— его главного педагогического детища— было бы немыслимо без опоры на этот мощный фундамент. Для формирования музыкальных индивидуальностей практически каждого из представителей школы Свелинка ежедневное общение с многоликой голландской музыкальной традицией было не менее важным фактором, чем общение с творчеством Учителя4. Без знания нидерландского контекста практически невозможно понять истоки оригинального облика северонемецкой композиторской школы, причем не только органной, а также путей развития скандинавской музыкальной культуры в XVII — начале XVIII веков. В нашей стране, также как и отчасти за рубежом, эта область либо не изучена вообще, либо изучена сравнительно мало.


Целью исследования было изучение деятельности школы Свелинка (в описанном выше смысле). Однако в процессе работы над темой стало очевидно, что ограничивать область изучения таким образом нецелесообразно. Этот вывод связан не только с тем, что свелинковская традиция как таковая оказалась гораздо более живучей, мощной и долговечной, чем творчество только его самого и непосредственных учеников. Как позволили заключить проведенные изыскания, на севере Европы в те времена существовала совершенно самобытная и оригинальная культура, включающая как раз те регионы, о которых было сказано выше в связи с перечислением областей распространения свелинковской традиции и понятием школы Свелинка.


4 Это можно заключить из того факта, что ее следы ясно просматриваются не только в творчестве непосредственных учеников Свелинка, но и их последователей.


6


Исходя из этих предпосылок, целью исследования стало не только изучение музыкальной традиции Яна Свелинка, но и, по мере возможностей, в какой-то степени воссоздание единого облика североевропейской культурной и музыкальной традиции как целого.


В связи с предметом, целями и задачами диссертации в данной работе нами предложен комплексный метод исследования. Чтобы понять истоки столь значительного и длительного явления, как свелинковская традиция, этот метод, по нашему мнению, жизненно необходим и практически неизбежен. Он включает не только целостное рассмотрение деятельности отдельных композиторов, но и позволяет проследить преемственность и взаимодействие в разных областях музыкального творчества всех трех поколений свелинковской традиции: Ян Свелинк и его современники — первое поколение учеников — поколение «учеников учеников» амстердамского музикуса и их современников.


Сущность избранного метода исследования определяют два важнейших момента. В первую очередь, это— исторический подход к изучаемым вопросам. Второе важнейшее положение метода состоит в том, что рассмотрение любой проблемы делается с максимально возможного количества разных подходов и точек зрения (к примеру, при изучении конкретных музыкальных произведений затрагиваются: эстетическая и практическая подоплека жанра, история жанра вообще, его национальная традиция (включая особенности церковной и музыкальной жизни), нотация, понимание жанра в тогдашней музыкальной теории, а также делается его полный теоретический анализ с учетом самых разных музыкально-теоретических дисциплин, вплоть до инструментоведения).


С одной стороны, при таком подходе можно наиболее рельефно выделить те или иные черты, характерные для творчества разных поколений мастеров школы. Этот метод позволяет более глубоко осознать основные эстетические, исполнительские и композиционные принципы, на которых базируется искусство свелинковской традиции.


С другой стороны, подобный метод допускает включение в круг рассмотрения не только творчества непосредственно самой школы Свелинка, но и при необходимости ряда смежных вопросов, изучение которых позволяет более широко и полно, и в конечном счете более достоверно выявить генезис этой самобытной традиции. К числу таких проблем относится упомянутое исследование области голландской музыкальной культуры второй половины XVI—XVII вв., а также музыки немецкой протестантской традиции, отдельных вопросов формирования классической скандинавской музыкальной культуры, и т.д.


В связи с этим нами была избрана следующая последовательность изучения свелинковской школы:


7


1. исследование политической, географической и исторической ситуации в Нидерландах, в условиях которой рождалась школа Свелинка, а также нидерландского общекультурного и — более детально — музыкального контекста ее возникновения;


2. изучение музыкальной теории эпохи, прежде всего на основе перевода на русский язык сохранившегося нидерландского документа северонемецкого происхождения «Правила композиции», приписываемого Свелинку, и его сопоставления с другими теоретическими трудами того времени;


3. изучение клавирного творчества Свелинка, его непосредственных учеников и их последователей на основе обзора сохранившихся рукописей либо первых изданий, их предполагаемого предназначения и анализа соответствующих музыкальных средств в свете музыкальной науки эпохи, в том числе сохранившихся теоретических документов учеников и последователей Свелинка.


При исследовании данной традиции необходимо комплексное изучение творчества самого Свелинка. Если его вокальные композиции традиционны и несомненно обращены к Ренессансу, то инструментальные представляют собой столь оригинальное и своеобразное явление, что установить их генезис без комплексного изучения деятельности «Магистра Яна» порой представляется крайне затруднительным.


Помимо самоценности задачи подобного исследования как такового, в избранном нами ракурсе «школьности» это очень важно по двум причинам. Во-первых, искусство Учителя оказывало огромное влияние на учеников — причем, судя по всему, как искусство органной и клавирной импровизации, так и искусство композиции. Недаром люди приезжали в Амстердам не только с целью послушать импровизации знаменитого мастера, но и поучиться его искусству и овладеть под его руководством игрой на органе, что, как убедительно показывает свелинковский трактат, подразумевало хорошее владение композицией. Во-вторых, появление у Свелинка учеников в колоссальной степени способствовало обогащению его собственного музыкального кругозора.


В связи с этим научная новизна работы заключается прежде всего в осознании и исследовании музыкальной культуры северной Европы, одной из ключевых фигур в которой был Ян Свелинк, как единого целого.


В качестве целостной и самобытной традиции весьма обширного географического региона эта культура просуществовала не менее двух веков. Однако вплоть до настоящего момента общность развития и культурных взаимодействий (в том числе в такой определяющей области, как религия) между Северными Нидерландами, северной и отчасти северо-восточной и центральной Германией, польским побережьем Балтийского моря, Швецией и Данией практически никак не отмечалась и не формулировалась ни в отечественных, ни в зарубежных


8


музыковедческих изысканиях. Ни одного комплексного и при этом достаточно полного исследования данной традиции на настоящий момент не существует.


По этой же причине никогда не подвергалась специальному изучению роль Яна Свелинка как одной из центральных фигур в формировании музыкальной культуры североевропейского региона конца XVI—XVIII веков. В творчестве этого гения словно бы сошлись нити, ведущие из искусства Ренессанса к музыке будущих времен: с одной стороны, это обусловлено временем жизни амстердамского мастера, которое «попадает» на важнейший в истории музыки рубеж — зарождение монодииуи гомофонии (граница XVI—XVII вв.); с другой стороны, это вызвано сосредоточием в то время в Амстердаме — городе, где он прожил всю свою жизнь — огромных интеллектуальных и художественных накоплений всего света. Поэтому Свелинку суждено было стать той личностью, творчество которой не только во всей полноте и величии отразило ренессансную культуру (как в отношении эстетики, так и в отношении музыкальных средств и языка), но и одновременно в колоссальной степени стало источником новой музыкальной традиции XVII века, прежде всего североевропейской.


Исследования творчества самого Свелинка, основанного на изучении источников, во взаимодействии всех его проявлений — исполнительской, композиторской, преподавательской и музыкально-теоретической деятельности — на данный момент не существует. Удивительно, что до сих пор не было осуществлено полноценное изучение одной из важнейших сторон деятельности Свелинка, которой уделено самое пристальное внимание в настоящей работе — его единственного музыкально-теоретического трактата «Правила композиции». Между тем, изучение этого труда позволяет не только воссоздать свелинковскую методику преподавания, но и вследствие уникальной истории его создания в какой-то мере проследить за развитием традиции Свелинка на протяжении более чем ста лет.


Нами осуществлено тщательное изучение и сопоставление последних данных о рукописях трактата, что позволило определить его подлинное происхождение, в былые времена овеянное мифами, многие из которых оказались несостоятельными. Это помогло установить принадлежность отдельных разделов трактата тому или иному автору и выделить те фрагменты, которые по своему содержанию и авторству не принадлежат школе Свелинка.


В диссертации впервые выполнен полный перевод трактата «Правила композиции» на русский язык. Это позволило осуществить комплексный полный и подробный теоретический анализ труда, что ранее не было реализовано в мировом музыкознании, в широком спектре других современных свелинковской традиции музыкально-теоретических документов.


Перевод трактата Свелинка выявил существование в нем ряда уникальных теоретических понятий, либо уникальную трактовку ранее известных терминов. Кроме того, в этом труде


9


через введение элементов новейшей практики генерал-баса очень наглядно представлен момент зарождения науки о гармонии из науки о контрапункте.


Перевод этого трактата на данный момент развития отечественного музыкознания может иметь еще одно «побочное» применение: поскольку в своей основе он опирается на III часть выдающейся работы Дж. Царлино «Установления гармонии», еще не переведенной на русский язык, до поры он может служить и частичным источником сведений о фундаментальном труде итальянского ученого.


В диссертации впервые осуществлено целостное и относительно подробное исследование голландской музыкальной традиции второй половины XVI—XVII веков, аналогов чему не существует ни в России, ни за рубежом. Автором были систематизированы и последовательно изложены сведения, касающиеся основных направлений и наиболее характерных черт этой культуры. Прежде всего, обрисована общая ситуация с музыкой в голландской реформатской церкви сразу после Реформации, что является абсолютно неисследованной в отечественной науке областью, включая репертуар и вопросы исполнения новых богослужебных песнопений общиной и церковным хором, а также описание изменившейся функции органа и других инструментов в церкви. Подробно показан во многом «синтетический» характер голландского искусства XVI—XVII вв., что связано с необычайно тесным в тот период взаимодействием музыки с другими видами искусств, особенно с литературой. Наглядно выявлен особый оригинальный характер нидерландской народной песенной традиции и обнаружены историко-культурные причины ее своеобразия, а также впервые в отечественном музыкознании исследовано важнейшее для истории голландской музыки песенное собрание XVI—XVII вв. — «Нидерландский памятник в звуке» А. Валериуса.


Значительное место уделено научному исследованию голландской органостроительной культуры XV — начала XVIII вв., а также ее влиянию на североевропейское органостроение. Это связано не только с ее неисследованностью в отечественной науке, но и с ее колоссальной ролью в развитии органного искусства по всей северной Европе начиная с XV и вплоть до XVIII столетия включительно. Эта традиция была теснейшим образом переплетена с деятельностью мастеров школы Свелинка, развитие и масштаб распространения которой напоминает пути формирования свелинковской музыкальной традиции. В российском музыкознании этот вопрос впервые исследуется столь подробно и обстоятельно. В том числе в диссертации впервые рассматриваются системы темперации голландских органов и их связь с самой практикой музыкальной композиции.


В работе выявляются и исследуются как наиболее специфичные для голландской инструментальной музыки XVI—XVII вв. два основных жанра— псалмовые вариации и


10


фантазия. Поднимается малоизученный вопрос взаимоотношения между жанром клавирного произведения и способом его нотации во времена Свелинка.


В связи со спецификой исследования нами была разработана методика анализа важнейшего для старинной музыки, особенно североевропейского региона, жанра — духовной обработки, аналогов чему в отечественной и зарубежной литературе нам обнаружить не удалось. Ее особенность состоит в комплексном подходе к произведению, что позволяет использовать ее при анализе более широкого спектра явлений, нежели только хоральная обработка для органа.


На основе крайне немногочисленных существующих по теме материалов также представлены сведения о голландской лютневой традиции, практически неизученной в мировом музыкознании. ¦*


В диссертации раскрывается специфический характер голландской музыкальной культуры конца XVI—XVII вв., наиболее ярко проявивший себя в области камерного музицирования.


В связи с предметом исследования в настоящей работе впервые предпринята попытка комплексного изучения творчества учеников и последователей Яна Свелинка, включая в том числе анализ их сохранившихся теоретических документов. Целостного исследования такого рода на настоящий момент не существует.


Кроме того, имена многих музыкантов свелинковской традиции в отечественном музыкознании либо вообще неизвестны, либо практически неизучены. Поэтому в диссертации представлена выверенная, подробная и полная генеалогия свелинковской школы, включая краткие биографические сведения, многие из которых впервые даются на русском языке. В работе систематизирована вся традиция, а не только та ее часть, которая касается непосредственных учеников.


Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов в курсах истории зарубежной музыки, анализа музыкальных форм, гармонии и полифонии в музыкальных ВУЗ'ах. Она может применяться в разработке новых и дополнении существующих курсов по истории клавирного либо органного искусства для профессиональных музыкальных учебных заведений (музыкальных училищ и ВУЗ'ов). Описание практики голландского музицирования того времени, представленное в диссертации, имеет значение для профессиональных исполнителей на органе, лютне и клавесине, а также для ансамблей самых разных составов, в том числе с участием певцов. Исполнителям-органистам данная работа может оказать существенную помощь при адаптации старинного репертуара к современным концертным инструментам. Диссертация может служить пособием в преподавании позднеренессансного и барочного репертуара для педагогов-органистов (от


11


ДМШ до ВУЗ'а). Материалы работы могут помочь в приобщении к этой богатейшей и интереснейшей, но непривычной для нас культуре самым широким кругам любителей музыки.


Апробация работы была осуществлена сразу в нескольких направлениях. Ее материалы были использованы в курсе истории зарубежной музыки для пианистов, который автор читал в Государственной академии славянской культуры на факультете музыкально-исполнительского искусства (2000—2003 гг.). Они вошли в разработку программы факультативного курса «История клавирного искусства» для этого же факультета. Некоторые результаты исследований, полученные автором в диссертации, были успешно применены и продолжают применяться по сей день в опыте преподавания полифонии в Московской государственной консерватории (начиная с 2003 года). На данный момент осуществляется введение разработок диссертации в курс «истории органного искусства» на органном отделении Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Как педагог класса органа, начиная с 2000 года автор применяет ряд положений диссертации в практическом преподавании старинного репертуара юным органистам.


Ряд положений работы помимо научных публикаций был изложен автором на научных конференциях:


— Научно-практическая конференция «Музыкальное образование в контексте культуры», 1998, РАМ им. Гнесиных;


— Научно-практическая конференция «Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция», 1999, МГК им. П. И. Чайковского;


— Научно-практическая конференция, посвященная интерпретации музыки И. С. Баха, 2001, МГК им. П. И. Чайковского;


— Всероссийские Дни нидерландского языка и культуры, 2002, МГУ им. М. В. Ломоносова;


— Международная научно-практическая конференция «Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха», 2003, МГК им. П. И. Чайковского;


— Научно-практическая конференция «Вопросы органного исполнительства» в рамках III Московского международного органного фестиваля, 2003, МГК им. П. И. Чайковского;


— Международный научный симпозиум «Орган в концертном зале и его музыка», 2005, Санкт-Петербург, Лютеранский собор Св. Петра.


Материалы диссертации были использованы автором в многочисленных устных и печатных аннотациях к собственным концертным выступлениям, а также в практике ведения концертов в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. апостолов Петра и Павла в качестве лектора (2000—2001).


12


Автором был исполнен ряд тематических концертных программ, преследовавших просветительские задачи ознакомления российского слушателя с неизвестной североевропейской старинной музыкой: «Рождественская органная музыка» (1998, концертный зал «Александровский костел», г. Киров); сольная программа в одном отделении с комментариями «Ян Питерсзон Свелинк и северонемецкая органная школа» (1999, Малый зал МГК им. П. И. Чайковского); сольная программа «Вокруг Баха» (1999, концертный зал «Александровский костел», г. Киров); сольная программа, посвященная 250-летию со дня смерти И. С. Баха (2000, концертный зал «Александровский костел», г. Киров); сольная программа «Бах и его современники», посвященная 250-летию со дня смерти И. С. Баха в рамках Баховского фестиваля (2000, Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии, Москва); сольная программа «Органная музыка северной Европы» (2001, Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии, Москва); сольная программа «И. С. Бах и его время» (2001, Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии, Москва); сольная программа «Золотой век органа: Ян Питерсзон Свелинк и его эпоха» (специальный заказ музыкальной комиссии Римско-католического кафедрального собора Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии, 2001, Москва); сольная программа «Органное искусство Германии» (2002, Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии, Москва); участие с исполнением сочинений нидерландских композиторов XVI—XVII вв. на историческом инструменте XVIII в. (заключительный концерт 40-й Академии музыки в Сионе, 2002, Сион, Швейцария); сольная программа «Музыка Германии и Нидерландов эпохи барокко»; на историческом инструменте Арпа Шнитгера XVII в. (2002, Штайнкирхен, Германия); сольная программа—демонстрация инструмента «Звуковой мир органной музыки эпохи Арпа Шнитгера»; на историческом инструменте XVII в. (2002, Штайнкирхен, Германия); участие в заключительных концертах Международного органного фестиваля «Голландия» на исторических инструментах Ван Хагербера/Ф. К. Шнитгера и Я. ван Ковеленса (2001,2003, Алкмар, Нидерланды), и т. д.


Кроме того, автором был исполнен ряд тематических концертных программ с участием других исполнителей, посвященных камерной музыке голландского быта.


Область музыкального искусства, являющаяся предметом исследования в настоящей работе, сравнительно мало изучена в отечественном музыковедении. Объективную трудность представляет недостаток в России нотных и книжных материалов, связанных с темой. Поэтому в связи с предметом, задачами и методом исследования настоящей работы мы посчитали необходимым включить в диссертацию список основных нотных изданий. Это сделано для


13


того, чтобы представить достаточно полную картину музыки (главным образом инструментальной) того времени в Голландии и «вокруг» нее. Этот раздел также преследует дополнительную цель — ознакомить с существующими, но труднодоступными нотными изданиями.


Первый раздел списка нотных публикаций— Сочинения Я. П. Свепинка (1562—1621) — посвящен двум Полным собраниям сочинений композитора, а также некоторым отдельным изданиям его инструментальной музыки (главным образом тем, которые доступны российскому читателю). В первых номерах списка5 перечисляются выпуски нового издания Полного собрания сочинений Свелинка, которое не закончено и по сей день6. В его подготовке принимали участие самые авторитетные нидерландские специалисты — Б. ван ден Сигтенхорст-Мейер, Г. Леонхардт, Я. ван Бизен, А. Аннегарн, Р. Толлефсен, Ф. Носке, Кр. Маас, П. Дирксен и др.7 Несмотря на то, что хронологически оно не является самым ранним, мы начинаем описание именно с него, поскольку на сегодняшний день оно считается наиболее достоверным. При работе над диссертацией автор опирался прежде всего на эту публикацию.


Ввиду длительного времени, в течение которого издается это Собрание, некоторые данные изменились и уточнились— особенно по сравнению с теми годами, когда впервые вышли три выпуска инструментального тома . По этой причине, а также ввиду своеобразной ситуации с источниками его инструментальных сочинений к настоящему моменту возникла насущная необходимость пересмотра текстов и даже авторства некоторых сочинений, приписываемых Свелинку. Поэтому в настоящее время под редакцией X. Фогеля и П. Дирксена готовится к выходу из печати новое издание клавирных сочинений композитора9.


5 Здесь и далее во Введении при описании основных нотных изданий и литературы после указания их выходных данных мы выставляем номер согласно списку.


6 Opera omnia, editio altera, Amsterdam. В ближайшее время должны выйти два заключительных тома — новое издание трактата Свелинка «Правила композиции» и «Компендиум: каталог сочинений, документов, библиография».


7 Поначалу главным редактором этого издания был один из основоположников аутентичного исполнительства, всемирно известный клавесинист и органист Г. Леонхардт. В связи с тем, что издание растянулось на большой срок, его сменил голландский музыковед, клавесинист и органист более молодого поколения с мировым именем П. Дирксен.


8 Три выпуска первого тома инструментальных произведений Свелинка, с которых начиналось издание этого Полного собрания сочинений (здесь и в дальнейшем обозначаемое нами как ПСС ed. alt.), были впервые изданы в 1968 г. Однако в мире более распространено их позднейшее переиздание (21974).


9 На данный момент вышли два из четырех томов этого издания: Sweelinck J. P. Samtliche Werke Шг Tasteninstrumente. Bd. 1: Toccaten. Hrsg. von H. Vogel.— Breitkopf & Hartel Urtext, Wiesbaden, 2005; Sweelinck J. P. Samtliche Werke filr Tasteninstrumente. Bd. 4: Lied- und Tanzvariationen. Hrsg. von P. Dirksen. — Breitkopf & H3rtel


Список литературы