.
Игра - одно из замечательных явлений жизни. Будучи на первый взгляд вроде бы полезной, на самом деле она представляет собой сложный психологический процесс и является жизненно необходимой.
Любая игра рождается как бы из подражания трудовому процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Работающий человек делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что необходимо, нужно, должно. Вступая же в игру, человек удовлетворяет в первую очередь потребность в развлечении и утверждении себя как личности.
В процессе игры ее участник обычно ставит перед собой ряд задач, а именно:
· одержать верх, победить, выиграть;
· попутно приятно провести время;
· удовлетворить потребность нервной системы в игровом азарте;
· повысить свои способности или отдельные стороны характера и поднять игру до уровня искусства.
Любая игра увлекает людей, заставляет их отдаваться борьбе, переживать происходящее всей гаммой своих чувств и тем самым доказать неувядающую силу человеческого духа. На результат любого состязания влияют различные факторы, из которых важнее всего природные способности играющего и эмоциональность его натуры.
Способности - это закрепленная в человеке система психических процессов, определяющих пригодность для того или другого вида деятельности. Здесь и наследственные предпосылки, и усилия самого человека по развитию природных задатков. Например, среди предков, братьев и потомков И.С.Баха (в пяти поколениях) мы обнаруживаем восемнадцать музыкальных дарований. Среди составляющих таланта важнее всего легкость, быстрота усвоения и широта охвата всех влияющих на результат данной игры приемов.
Наблюдается и ранее, и позднее проявление способностей. Нередки случаи, когда человек в юные годы ничем выдающимся не отличается, а в зрелом и даже преклонном возрасте становится крупным специалистом, ученым, художником и т.д. Другие, наоборот, обещают в молодости много, а повзрослев, ожиданий не оправдывают - это так называемые вундеркинды. Но особого уважения заслуживают люди, рано заявившие о себе и не растерявшие способностей до конца жизни.
Другой важный фактор - эмоциональность человеческой натуры. Переживания человека, связанные с отношением к окружающему, составляют сферу его чувств и эмоций. Если чувство есть отношение личности к тому, что она делает, то эмоции представляют собой чувства положительные или отрицательные. Другими словами, человек чувствует с помощью конкретных эмоциональных переживаний. В игре переживания следуют попеременно со знаком "+" и "-", ситуация меняется быстро и непредсказуемо. По окончании партии или ее этапа человеком могут овладевать эмоции, на какое-то время создающие преподнятое или, наоборот, плохое настроение.
К положительным игровым эмоциям относят, например, любопытство, любознательность, удивление, с которых начинается всякое познание (в нашем случае освоение игры), а также удовольствие, радость, которые испытывает участник состязания, в том числе - в случае победы - в течение значительного послеигрового периода. Удачные, смелые, оригинальные решения и действия других игроков могут вызвать у зрителей и более сильные положительные эмоции: восхищение и преклонение. К отрицательным эмоциям относятся легкое раздражение, досада, неудовольствие, подавленное состояние. Нарушение принципа справедливости, некорректные действия соперника, несправедливые решения судей могут вызвать крайне отрицательные эмоции - такие, как гнев и даже отвращение.
Кроме вышеперечисленных эмоций можно выделить родственные с ними, но занимающие особое место сильные переживания - так называемые аффекты и страсти.
Стремительный, бурный взрыв эмоций, приводящий к разрядке и одновременно к не контролируемым сознанием действиям, представляет собой аффект. Он обычно вызывается внезапными, дезорганизующими психику потрясениями. В современном, все более коммерцианализирующемся спорте проигрыш приводит к аффекту. В результате спортсмен выбивается из колеи, а иногда даже на длительное время утрачивает интерес к соревнованиям.
В состоянии аффекта, как говорят, человек "теряет голову". Поддавшись эмоциональному срыву, он иногда оказывается способен на безответные действия, забывая о последствиях того, что творит. По мере ослабления конфликт переходит в интеллектуальную сферу, становится предметом спокойного анализа, его влияние на личность падает.
Психологи рекомендуют тем, кто склонен к аффектам, тормозить внезапные взрывы эмоции, не переходить к действиям. В острой ситуации лучше побыстрее покинуть место возникновения конфликта, постараться его забыть и переключиться мыслями на другое.
Страсть, в отличие от аффекта, более стойкое, больше действующее чувство. В зависимости от обстоятельств страсть может вспыхивать на какое-то время, а потом проходить, ослабевать и даже исчезать. Для нее характерна сосредоточенность, "собранность" помыслов и действий, направленных к одной цели.
Известно выражение: "Ничто великое не совершалось без великой страсти". Для бильярдиста страсть - это жажда овладеть всеми техническими, тактическими приемами, это стремление играть как можно чаще и побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь серьезных успехов.
Другие работы по теме:
Неофрейдизм
Неофрейдизм, направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма.
"Азбука": книги "для своих"
В иерархии зон внимания брэнд занимает ведущее место. Маркетинговые решения, которые мы принимаем, делаются всегда "с оглядкой" на брэнд.
Зависимость от компьютерной виртуальной реальности
Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в повседневную жизнь активизирует процессы биопсихогенетической перестройки личности в связке "человек-компьютер", проявляющиеся новой психопатологической симптоматикой.
Психология управления как наука
Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.
Петровский Артур Владимирович
Психология аномального развития Львов Денис 421группа АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ Краткая биография Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Игровая зависимость
Text 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок). На этой стадии игра обусловлена познавательным интересом и используется для развлечения, отвлечения, расслабления, отдыха, отключения от проблем (семейных, личностных, потенциальных) 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок).
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Ремонт «Денди»
Все часто встречающиеся неисправности можно разделить на три условные группы (они указаны в порядке вероятности возникновения). При этом подразумевается, что сам игровой картридж исправен, в чем несложно убедиться, включив его на другой приставке.
Рекламная кампания электронной книги "Азбука"
Характеристика электронной книги "Азбука", определение этапа жизненного цикла товара. Рекомендации по стратегии рекламного менеджмента. План рекламной кампании, расчет расходов на ее проведение, выбор носителей рекламы, работа с рекламными агентствами.
Толстой О методах обучения грамоте
Лев Николаевич Толстой О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте
Богданович, Пётр Фёдорович
Пётр Фёдорович (Иванович?) Богдано́вич — (конец 1740-х или начало 1750-х[1] — 1803), писатель и переводчик конца XVIII века. Из дворян, родился в Полтаве.
Говард, Тодд
Тодд Говард (англ. Todd Howard) — американский геймдизайнер, игровой директор и продюсер. В настоящее время является директором и исполнительным продюсером компании Bethesda Game Studios, в которой он управлял созданием Fallout 3 и серии игр The Elder Scrolls. Журнал GamePro назвал его одним из 20-ти самых влиятельных людей в игровой индустрии за последние 20 лет.
Завещание русского фашиста книга
Введение 1 Предисловие 2 Монография 3 Азбука фашизма 4 Партийные документы 5 Статьи 6 Необходимые дополнения 7 Запрещение в России Список литературы Введение
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Тейтельбойм, Володя
Валентин Тейтельбойм Волоски (исп. Valentнn Teitelboim Volosky, псевдоним — Володя Тейтельбойм (исп. Volodia); 17 марта 1916, Чильян — 31 января 2008, Сантьяго) — чилийский писатель и поэт, общественный и политический деятель, подпольщик, генеральный секретарь Коммунистической партии Чили.
Великое Аляскинское землетрясение
Великое Аляскинское землетрясение — сильнейшее землетрясение в истории США и второе, после Вальдивского, в истории наблюдений, его магнитуда составила 9,1-9,2.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.