В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям. Большинство японцев важной добродетелью считают твердое следование групповым ценностям сообщества, к которому они принадлежат. Эта преданность группе порождает чувство солидарности, концепция группового сознания проявляется в различных явлениях жизни японцев. Члены группы создают свой собственный социальный кодекс поведения, и групповое сознание становится основой общества. Развитие невербального общения, разделение между сото и ути, особое внимание к гармонии и согласию — все это влияло и влияет на разные виды группового сознания японцев.
Невербальное общение — типичный тому пример. В отличие от западных стран, Япония— это общество, в котором больше ценится примиренческое, соглашательское поведение (позиция), чем несгибаемая настойчивость. Поэтому японцы в зависимости от ситуации прибегают к хоннэ (истинные чувства) или к татэмаэ (внешняя позиция). Иногда даже нет необходимости что-нибудь говорить, и простое молчание может рассматриваться как средство общения. В противоположность этому, когда люди неосторожно и открыто высказывают свои истинные намерения, присутствует вероятность задеть чувства других, изменить атмосферу в группе или разрушить гармоничные отношения. Многие японские пословицы предостерегают против опрометчивых высказываний, например «Все беды от рта» (Кути ва вадзавай-но мото) или «Молчание — золото» (Ивану-га хана).
Японское общество образует множество независимых групп, каждая из них обладает собственным внутригруппо-вым сознанием и молчаливым согласием, которое достигается без слов. Люди, разделяющие эти групповые ценности, принадлежат к внутреннему кругу общения — ути. Те же, кто не может этого сделать, относятся к сото (внешнему, окружающему миру). Другими словами, японцы делают ясное различие между ути (находящимися внутри) и сото (внешним окружением). По Наканэ (1967, с. 111), ути состоит из двух категорий. К первой относится «группа, которую характеризуют очень тесные отношения и сильные отличительные признаки, и в которой ее члены долгое время поддерживают прекрасные отношения друг с другом». Для большинства людей она становится малой или большой семьей. Вторая разновидность ути часто образуется вокруг первой и включает знакомых (сириаи) семьи мужа или жены, семьи их детей, старых друзей и школьных товарищей, более отдаленных родственников. Люди за пределами этих категорий уже принадлежат к сото, к ним относятся лица, с которыми члены ути случайно вступали в контакт однажды, сталкивались по делам например. Эти три категории групп — две ути и одна сото— формируются еще в молодости (двадцатилетними) и редко меняются. Японцы проводят резкое различие между ути и сото и не балуют общением представителей сото.
В своих группах японцы обычно не заинтересованы в общении с окружающими. Однако когда кого-либо из внешнего круга приглашают, его встречают учтиво, как официального гостя. Если же «чужаки» попытаются войти в какую-либо группу без каких-то предварительных контактов с ее членами, они никогда не встретят теплого приема, и им негласно будет закрыт доступ в группу (Такэути, 1995, с. 213).
Нет сомнения в том, что согласие в группе жизненно важно в японском обществе. Японцы часто думают и поступают, как некая группа, и то, что приносит выгоду группе, для большинства является критерием правильных действий. Но при этом некоторые индивидуалы не могут приспособиться к групповым целям, ценностям, обычаям и т.п. На людях они стараются поддерживать интересы группы, даже если это противоречит несобственным убеждениям — типичный пример хоннэ и татэмаэ. Нет необходимости говорить, что верность группе порождает сильное чувство солидарности, которое может послужить на благо или принести вред. Например, оно иногда может сплотить членов группы, усилить их сотрудничество, но, с другой стороны, иногда возлагает ответственность за преступления на всю группу, так как для ее членов важнее следовать ценностным установкам группы и защитить самих себя, нежели восстать и выступить против плохого поступка. Действительно, члены группы рискуют быть исключенными, если они пренебрегут обычаями группы или нарушат групповой порядок. Как говорит пословица: «Выступающий гвоздь забивают» (Дэру куй ва утарэру). Люди в группе склонны действовать одинаково, частично потому, что единообразные действия даются легче, но это также и помогает защититься от риска подвергнуться остракизму (мурахатибу). Такое групповое прикрытие способствует отказу личности от стремления к независимости, однако многие примеры свидетельствуют об отрицательных проявлениях групповой солидарности. Как отмечал Рейшауэр (1980), во время Второй мировой войны японцы были вынуждены беспрекословно подчиняться милитаристской верхушке, из-за этого в конце войны многие беспомощные гражданские лица как в Японии, так и в других странах были втянуты в конфликт.
С другой стороны, никто не может игнорировать тот факт, что групповое сознание сыграло огромную роль в экономическом развитии послевоенной Японии. Было бы невозможно так быстро реорганизовать общество и возродить экономику, если бы японцев не отличало мощное групповое сознание.
Список литературы
«Dour and dark outlook pulling Japan farther from neighbors». // The Japan Times, 2001, June 1. P. 19
Lebra S., Sugiyama T.Japanese patterns of behavior. Honolulu: University of Hawaii Press, 1976.
Ohnuki E. Illness and culture in contemporary Japan. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
Reischauer E. (M. Fukushima, trans.) The Japanese today: Change and continuity. Tokyo: Bungeishunju, 1977/1980.
Наканэ С. Тэкио но дзёкэн (Условия адаптации). Токио: Коданся, 1967.
Такэути Ё. Нихондзин но кодо бумпо (Поведение японцев). Токио: Тоё Кэйдзай Симпося, 1995.
Другие работы по теме:
Понятия языка
- это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания.
Проблема сознания в истории философии
В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества.
Сознание и человеческая природа
Сознание и человеческая природа Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Синтоизм
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками.
Японская модель делового поведения
Японская модель делового поведения долгое время являлась образцом для управленцев всего мира. Не случайно Япония сумела достичь экономического прогресса в короткие сроки. Таковой она остается и сейчас.
Воспитание детей в Японии
Японских родителей можно отнести к «вразумляющему» типу. Его характеризуют два главных признака, один из которых заключается в тенденции приучать детей учиться, имитируя поведение родителей, в большей степени, чем с помощью устных объяснений.
Концепция японской зависимости (Амаэ)
Амаэ можно приблизительно перевести как «зависимость от благожелательности других». Это «ключевая концепция для понимания личных свойств и особенностей характера японцев».
Неопределенность и японцы (Аймай)
Неопределенность речи рассматривается в Японии как своего рода добродетель, и сам японский язык более других изобилует неконкретными формами высказывания, подходящими для принятого в обществе нечеткого и уклончивого выражения мысли.
Трансперсональная психология (С.Гроф)
Концепция личности в Трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков.
Политическое сознание и его структура
Политическое сознание Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального к ней отношения.
Политическое сознание 5
Политическое сознание В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих у людей политических представлений и установок, выражающих их отношение к политике
Веер – долгий путь признания
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Битва за Рабаул
Введение 1 Силы сторон 2 Атака и захват Рабаула 3 Последствия Список литературы Битва за Рабаул Введение Битва за Рабаул — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Новая Британия, одном из меланезийских островов, с 23 января по февраль 1942 года. Это сражение позволило японцам захватить порт Рабаул, укрепить город и организовать основную базу для продолжения наступления вглубь территории Папуа — Новой Гвинеи по направлению к порту Порт-Морсби.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Нападение на Датч-Харбор
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги Нападение на Датч-Харбор Введение Нападение на Датч-Харбор — одно из боевых столкновений в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Произошло 3—5 июня 1942 года, близ острова Амакнак, к западу от Аляски.
Битва за Атту
Введение 1 Предыстория 2 Битва 3 Итоги сражения Список литературы Битва за Атту Введение Битва за Атту (операция «Песчаный краб», англ. Sandcrab) — операция армии США по освобождению острова Атту от японских войск в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Проходила с 11 по 30 мая 1943 года.
Имджинская война
Введение 1 Первая война 2 Вторая война 3 Итог Имджинская война Введение Доисторическая Корея Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан
Японцы в США
Введение 1 Поколения 2 Язык 3 История Японцы в США Введение Японцы в США (яп. 日系アメリカ人 Никкэй амэрикадзин?) — американцы японского происхождения. Среди азиатского населения страны занимают шестое место по численности. Население — примерно 1 204 тыс. чел. включая населения смешанного этнического типа.
Инцидент с изнасилованием на Окинаве 1995
План Введение 1 Прочие преступления 2 Источники Введение Инцидент с изнасилованием на Окинаве произошёл 4 сентября 1995 года, когда трое американских солдат похитили и изнасиловали 12-летнюю школьницу. Военнослужащие американской базы «Camp Hansen» затащили японскую школьницу в автомобиль, избили и связали её, совершив затем групповое изнасилование.
Интернирование японцев в Канаде
Интернирование японцев в Канаде — перемещение в лагеря свыше 22 тысяч японцев в Канаде во время Второй мировой войны. После событий в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года японцы, проживающие преимущественно в провинции Британская Колумбия, начали подвергаться преследованию. Было конфисковано около 1200 рыбацких лодок, принадлежавших японцам[1].
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Ляоянское сражение
Ляоянское сражение 1904 года, сражение между русской Маньчжурской армией и тремя японскими армиями во время русско-японской войны 1904-1905. Произошло 11(24) августа — 21 августа (3 сентября) в р-не г. Ляоян (юго-вост. часть Маньчжурии).
Россия в 1894 - 1916 гг.
Социально-экономическое развитие дореволюционной России (1894 - 1916). Военная история России в 1894 - 1916 годах.
Онсен - японские горячие источники
Onsen - японские горячие источники, чрезвычайно популярные среди населения. Онсен могут быть наружными (rotenburo или notenburo) и внутренними.
Япония 5
Япония Япония – островное государство на другом конце света, обладающее своеобразной культурой и традициями, а также многовековой историей. Многолетняя самоизоляция повлияла на все стороны жизни японцев – местная пища, кухня и рецепты уникальны – экзотичнее японской кухни может быть, пожалуй, только китайская.
Cакура - Prunus serrulata Вишня японская
Сакура – японская декоративная вишня (черешня). Это своего рода символ Японии. Её можно встретить в Японии повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев.
Пак Чон Хи
Пак Чон Хи (1917–1979), президент Южной Кореи. Родился 30 сентября 1917 в Тэгу, на юго-востоке Кореи. Учился в средней школе в Тэгу, преподавал в деревенской школе. В 1940 стал курсантом офицерского училища, окончил военную академию в Японии.
Ба Мо
Ба Мо (1893–1977), премьер-министр Мьянмы (Бирмы).