Японцы обычно называют иностранцев гайдзин (человек извне), независимо от того, как долго те живут в Японии и насколько хорошо владеют японским языком. Некоторые мужья в обращении к женам говорят ути-но моно (внутренний [мой] человек), а все, непосредственно не относящиеся к семье, известны как сото-но хито (люди, находящиеся снаружи). Подобное деление отражает основную дихотомию японского менталитета, известную как ути и сото. Ути можно определить как: 1) внутри; 2) мой дом, моя семья; 3) группа, к которой мы принадлежим; 4) моя жена/муж. В противоположность этому сото означает: 1) снаружи; 2) улица, двор за пределами дома; 3) другие группы; 4) снаружи дома (Кокуго дзитэн, 1991, с. 99, 706). Японцы четко отличают «внутренних» (своих) от «внешних» (чужих, посторонних) в повседневной жизни, независимо от того, принадлежат ли они к какой-либо группе ути или группе сото. Хотя это деление может рассматриваться повсюду в мире как своего рода дискриминация, оно имеет глубокие корни и широко распространено в Японии, в которой дуалистическая концепция ути/сото оказала огромное влияние на общество, особенно в части межличностных отношений.
Полярность ути и сото проявляется во всех аспектах современной жизни японцев, но истоки этой дихотомии лежат еще в древней традиционной системе иэ (Минами, 1980). Иэ означает «дом», и система иэ, по сути, моделировала японскую семью, возглавляемую старшим мужчиной в доме, который отвечал за всю семью. Система домашнего уклада строилась на моральных нормах, разработанных еще в период Токугава, и была позднее укреплена правительством эпохи Мэйдзи. Согласно Минами (там же, с. 62-72), систему иэ в древнем японском обществе характеризовали три основные черты. Первая — патриархат: главой семьи (рода, клана) всегда был старший мужчина, который обладал абсолютной властью над другими членами семьи, обязанными повиноваться ему. Вторая — глава домашнего хозяйства отвечал за семейный бизнес, включая оплату труда остальных членов семьи. Поскольку старшему сыну предстояло впоследствии стать во главе дома, он приводил свою жену в дом отца, и юная пара жила вместе с его родителями, дедушками и бабушками. Он учился вести хозяйство, в отличие от своих младших братьев и сестер, у которых были другие обязанности. Таким образом, глава семьи на протяжении нескольких поколений наследовал семейный бизнес. Третья — ведение хозяйства само по себе считалось более важным, чем те, кто им занимался. С мнением отдельных членов семьи не считались; каждый должен был поддерживать согласие в семье — прежде всего и больше всего. Поэтому в современных японских семьях все еще сильно чувство сплоченности и делается четкое различие между членами семьи и всеми остальными. Понятия ути и сото сказываются и на архитектуре традиционных японских домов (иэ), которые можно и сегодня увидеть в Японии. Наканэ пишет (1970, с. 68) так:
В традиционном японском [архитектурном] стиле каждое хозяйство (дом) четко отделялось от внешнего мира стенами и высоким забором вокруг дома для обеспечения неприкосновенности частной собственности. В то же время внутри постройки «стены» представляют собой скользящие перегородки, сделанные из бумаги, так что частная жизнь отдельных обитателей сведена к минимуму. Члены семьи большую часть времени проводят вместе, лишь перемещаясь из одного места в другое в зависимости от того, чем они занимаются: едят, отдыхают, играют или спят. Хотя такой стиль [постройки] способствует сплоченности японской семьи, он отдаляет семью от внешнего мира.
Система иэ оказала важное и многостороннее влияние на современное японское общество и послужила фундаментом для создания дуалистической концепции ути/сото.
Понятия ути/сото также доминируют в межличностных отношениях японцев, которые четко различают «внутри» (своих) и «снаружи» (чужих), чтобы чувствовать себя комфортно внутри своих групп. Однако разделение между группами и членами групп — это живой процесс, далекий от застывших форм. Для большинства японцев границы между группами находятся в состоянии постоянного движения в зависимости от ситуации. Группы могут ограничиваться одним домом, школой, сообществом и простираться до самых дальних границ всей нации. В итоге японцы постоянно испытывают потребность в гармоничных отношениях внутри одних и тех же групп (ути),но часто не очень стремятся к общению с японцами же, но уже из других групп (сото). Такое положение иногда порождает проблемы внутри самого японского общества и в международных отношениях. Различие между ути и сото ясно проявляется в японском чувстве превосходства по отношению к другим народам и дискриминации малочисленных групп вроде буракумин, айну, этнических корейцев. Это чувство до сих пор широко распространено среди японцев. Как отмечают Коллукут (Collucut) и другие (1988, с. 21), «буракумин — это потомки касты изгоев времен глубокой древности. Хотя закон защищает их от дискриминации, буракумин все еще сталкиваются с жестокими предрассудками. Им часто отказывают в любой работе, кроме самой неблагодарной. К тому же члены корейской общины, даже если они родились в Японии и свободно говорят по-японски, считаются иностранцами. Они подвергаются дискриминации при получении образования, устройстве на работу, в вопросах брака». Даже сегодня многие японцы отнесут к сото (чужим) тех людей, чьи язык, цвет кожи, традиции и внешность отличаются от их собственных, и будут избегать их, чтобы не осложнять себе жизнь и пребывать в согласии с членами своей группы. В интернациональном мире японцам необходимо развивать отношения с народами других стран, но главное препятствие на пути к этой цели — свойственная японцам склонность сводить все иностранные народы в одну группу чужаков, «людей извне» (гайдзин), не обращая внимания на индивидуальные различия, так как все они — сото. Такое отношение может глубоко ранить окружающих, но оно часто проявляется у японцев неосознанно, так как существует на уровне подсознания. Чтобы стать эффективным членом международного сообщества, очень важно, особенно для молодого поколения Японии, осознать это и избавиться от таких рудиментов собственной культуры.
Список литературы
Collucut M., Jansen M., Kumakura I. Cultural atlas of Japan.
Oxford: Phaidon Press, 1988. International students seek interaction // The Daily
Yomiuri, 2000, April 20. P. 3. Nakane С Japanese society. Berkeley: University of California
Press, 1970. Ohnuki E. Illness and culture in contemporary Japan.
Cambridge: Cambridge University Press, 1984. ReischauerE. The Japanese. Tokyo: Tuttle, 1988. На японском языке Кокуго дзитэн (Японский словарь). Токио: Обунся, 1991.
Минами X. Нихондзин но нингэнканкэй дзитэн (Японский словарь межличностных отношений). Токио: Коданся, 1980.
Другие работы по теме:
Дзен
Дзен (дзэн, чань) – японское название одной из школ буддизма махаяны, в основном сформировавшейся в средневековом Китае. В Китае эта школа имеет название Чань. Зародился Дзен в Индии благодаря деятельности монаха Бодхидхармы.
Синтоизм
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками.
Японская модель делового поведения
Японская модель делового поведения долгое время являлась образцом для управленцев всего мира. Не случайно Япония сумела достичь экономического прогресса в короткие сроки. Таковой она остается и сейчас.
Групповое сознание японцев (Сюдан исики)
В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям.
Концепция японской зависимости (Амаэ)
Амаэ можно приблизительно перевести как «зависимость от благожелательности других». Это «ключевая концепция для понимания личных свойств и особенностей характера японцев».
Неопределенность и японцы (Аймай)
Неопределенность речи рассматривается в Японии как своего рода добродетель, и сам японский язык более других изобилует неконкретными формами высказывания, подходящими для принятого в обществе нечеткого и уклончивого выражения мысли.
Японское чувство долга (Гири)
Ключевая концепция, позволяющая понять японскую культуру и определенные особенности поведения японцев, происходящие из их традиционного отношения к моральному долгу и социальным обязательствам, известна как гири.
Социальный интеллект 2
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
Самоуважение и уважение к другим
Методы и способы формирования у подростков позитивной Я-концепции и развития эмпатии в межличностных отношениях. Упражнение для определения понятия самоуважения. Определение позитивных качеств. Формирование уважения к окружающим как цель занятия.
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Классический концерт
Классический концерт представляет собой трехчастное произведение для солиста-инструменталиста и оркестра. Контраст звучания - один инструмент и тутти, виртуозность солиста и мощь оркестра.
Как нужно здороваться
Сочинение-исследование Приветствие является знаком доверия и достоинства человека. В этикетах разных стран много приветствий. Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, просто слова «здравствуй» и здравствуйте».
Нодена
План Введение 1 Культура жителей Нодены 1.1 Керамика 1.2 Деформация черепа 1.3 Сельское хозяйство и рацион 1.4 Язык Список литературы Введение Нодена — археологический памятник в США, расположенный в округе Миссисипи штата Арканзас к востоку от города Уилсон в штате Арканзас и к северо-востоку от города Ревери в штате Теннеси.
Миссисипская культура
План Введение 1 Характеристика 2 Хронология 3 Контакт с европейцами 4 Известные памятники Список литературы Введение Миссисипская культура — крупнейшая индейская культура, существовавшая на юго-востоке США в VIII—XVI вв. Для культуры было характерно сооружение курганов.[1] По культурному уровню миссисипская культура была сопоставима с европейскими культурами бронзового века.
Битва за Рабаул
Введение 1 Силы сторон 2 Атака и захват Рабаула 3 Последствия Список литературы Битва за Рабаул Введение Битва за Рабаул — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Новая Британия, одном из меланезийских островов, с 23 января по февраль 1942 года. Это сражение позволило японцам захватить порт Рабаул, укрепить город и организовать основную базу для продолжения наступления вглубь территории Папуа — Новой Гвинеи по направлению к порту Порт-Морсби.
Нападение на Датч-Харбор
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги Нападение на Датч-Харбор Введение Нападение на Датч-Харбор — одно из боевых столкновений в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Произошло 3—5 июня 1942 года, близ острова Амакнак, к западу от Аляски.
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Японцы в США
Введение 1 Поколения 2 Язык 3 История Японцы в США Введение Японцы в США (яп. 日系アメリカ人 Никкэй амэрикадзин?) — американцы японского происхождения. Среди азиатского населения страны занимают шестое место по численности. Население — примерно 1 204 тыс. чел. включая населения смешанного этнического типа.
Пакаха
Введение 1 Экспедиция Эрнандо де Сото 2 Спорные вопросы Список литературы Введение Пакаха, Pacaha — индейское племя, которое встретил в 1541 г. Эрнандо де Сото. Племя обитало в укреплённых поселениях на северо-востоке современного штата Арканзас.
Интернирование японцев в Канаде
Интернирование японцев в Канаде — перемещение в лагеря свыше 22 тысяч японцев в Канаде во время Второй мировой войны. После событий в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года японцы, проживающие преимущественно в провинции Британская Колумбия, начали подвергаться преследованию. Было конфисковано около 1200 рыбацких лодок, принадлежавших японцам[1].
Джорджия
План Введение 1 География 2 История 3 Демография 4 Интересные факты 5 Экономика 6 Спорт 7 Города Джорджия Введение Джо́рджия (англ. Georgia [ˈdʒɔrdʒə]) — штат на юго-востоке США, четвертый штат, подписавший в 1788 г. Конституцию Соединенных штатов. Столица и крупнейший город — Атланта.
Ляоянское сражение
Ляоянское сражение 1904 года, сражение между русской Маньчжурской армией и тремя японскими армиями во время русско-японской войны 1904-1905. Произошло 11(24) августа — 21 августа (3 сентября) в р-не г. Ляоян (юго-вост. часть Маньчжурии).
Сото, Эрнандо де конкистадор
Эрнандо де Сото (исп. Hernando de Soto, ок. 1498 — 21 мая 1542) — испанский мореплаватель и конкистадор, который возглавил первую завоевательную экспедицию европейцев к северу от Мексики, в глубь территории современных Соединенных Штатов; был первым европейцем, пересекшем реку Миссисипи и оставившем документальное подтверждение этого.
Cакура - Prunus serrulata Вишня японская
Сакура – японская декоративная вишня (черешня). Это своего рода символ Японии. Её можно встретить в Японии повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев.
Сото Эрнандо
Профессиональный военный. Предпринятая им экспедиция (1539-1542 годы), охватившая своими маршрутами почти весь континент от нынешней Джорджии до Калифорнийского залива.
Догэн
Догэн (1200, Киото 1253), основатель буддийской дзэнской школы Сото и храма Эйхэйдзи (префектура Фукуи). Родился в аристократической семье. Принял монашество в 1213 в храме, принадлежавшем школе Тэндай.