Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверждает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.
Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.
Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей (), которые обусловлены рядом причин природного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Полностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты () в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ().
В общем виде можно записать :
(1)
В наиболее благоприятном случае может достигать уровня приемлемого риска (), когда устранимый риск () сводится к минимуму ().
Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД :
1. Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особенностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях.
2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.
3. Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции остаточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.
Список литературы
Другие работы по теме:
Проблемы биосферы
Проблемы биосферы связаны с нынешним состоянием окружающей среды. Впрочем, как и все остальные экологические проблемы. И состояние окружающей среды все больше изменяется в худшую сторону.
Построение потенциальной диаграммы
Лабораторная работа 2 Тема: " Построение потенциальной диаграммы" Цель: Научиться строить потенциальную диаграмму по результатам опытов и расчётов.
Построение потенциальной диаграммы
Порядок сборки заданной электрической цепи, методика измерения потенциалов всех точек данной цепи. Определение силы тока по закону Ома, его направления в схемах. Построение для каждой схемы потенциальной диаграммы по соответствующим данным расчета.
Евклид
Реферат по математике ученицы 7 «Б» класса ВЮ лицея Берестовской Дарьи Евклид Евклид – древнегреческий математик (III века до н.э.) работал в Александрии и написал несколько трудов, которые стали основой для образования и использовались около 2200 лет.
Введение в стереометрию
Реферат на тему: «Введение в стереометрию» .Основные аксиомы стереометрии В стереометрии к основным понятиям планиметрии добавляется еще одно - плоскость, а вместе с ним - аксиомы, регулирующие «взаимоотношения» плоскостей с другими объектами геометрии. Таких аксиом три.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Характеристика вредных и опасных производственных факторов: физические, химические, биологические, психофизиологические. Изучение понятия риска и его видов (приемлемый, мотивированный, немотивированный). Методы обеспечения безопасности деятельности.
Наука БЖД
Московский департамент образования. Московский городской педагогический университет. Реферат на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение».
Противопожарная безопасность
Пожарная безопасность. Общие сведения Пожарная безопасность - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (источник: Федеральный закон 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Техническая направленность в развитии цивилизации породила проблему защиты человека от им же созданной техносферы. Эта проблема имеет много аспектов. Важнейшим из них является задача обеспечения безопасности человека в производственных условиях.
Введение в дисциплину "Безопасность жизнедеятельности"
Безопасность жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества.
Производство погрузочно-разгрузочных работ
Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается в соответствии с «ПОТ Р М-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».
Системный анализ безопасности
Системный анализ - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (например, обеспечение безопасности).
Наука БЖД
Московский департамент образования. Московский городской педагогический университет. Реферат на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение».
Содержание и цель изучения БЖД
Основные положения БЖД. Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля. Организация службы охраны труда и природы на предприятии.
Основные положения теории чрезвычайных ситуаций
Техносфера, которая создана человеком для защиты от внешних опасностей по мере эволюции производства, сама становится источником опасности. Необходимо предусматривать ряд мер для защиты от них.
Идентификация опасностей
В процессе идентификации выявляется номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Обеспечение лазерной безопасности
Под лазерной безопасностью понимается совокупность технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда персонала при использовании лазерных установок.