Преподобный Максим Исповедник
Письмо 10 Иоанну Кубикуларию
Поскольку Вы повелели написать Вам, по какой причине Бог Своим постановлением судил людям царствовать над людьми, при том что природа всех одна и та же и являет всех по простому ее смыслу причастных ей равночестными, то скажу по силе своей, не скрывая ничего из того, что приял я от премудрых и блаженных мужей, урезая многое, насколько вместимо сказать об этом вкратце. Слово истинное, как говорят, таинственно внушает, что когда человек, по дару сотворившего его Бога, получил в удел владычество над всем видимым миром и образом злоупотребления обратил движения природных сил умной сущности, которая в нем, к тому, что против природы, и внес и в себя, и в весь этот мир, по праведному суду Божию, владеющее ныне ими изменение и истление, чтобы у него, движущегося к тому, что против природы, не сохранялась до бесконечности бессмертная сила души, что есть не только крайнее зло и очевиднейшее отпадение от истинного существа самого человека, но и явное отрицание Божественной благости.
Посему эта многотрудная и многоплачевная жизнь человеков, чрез многое неразумие и бесчиние вскармливающего ее вещества, разное и по-разному неся и вынося, и, точнее сказать, в перенесении [скорбей] неся всех людей, всех делает причастными присущих ей ужасов и никого не оставляет совершенно свободным от свойственного ей волнения. И сие предписано по соответственному промышлению Божией премудрости, чтобы мы, научившись, наконец, хотя бы и поздно, злостраданиями, жизнию причиненными в обстоянии, сколь вредить умеет дружба с нынешней жизнью, которую мы расположены любить вопреки разуму, познали, что отделение для нас полезнее, чем соединение с нею, и разумно утвердили справедливую ненависть к ней и, избежав смешения и смущения видимых [вещей], целомудренно и благоразумно перенесли желание на благостоятельную тождественность [вещей] умопостигаемых.
Но поскольку и бичуемые и претерпевающие многие тысячи зол мы не отваживаемся разрешать узы дружбы с [жизнию сею], Бог, яко Премудрый и Благий Промыслитель, предписал человекам закон царства, заранее отгоняя великое неистовство зла, которое, как [Он] знал наперед, будет в жизни через своеволие, чтобы люди не стали друг для друга пищею, подобно рыбам морским, когда никто не начальствует и не препятствует сильнейшему беззаконно нападать на нижестоящего. Посему, я думаю, как и подобало, по необходимости было внесено в человеческий род царство, приявшее от Бога премудрость и могущество, и равночестная природа допустила разделение на начальство и подначальность, чтобы [подначальностью] упорядочивались законно повинующиеся законоположениям природы, а [начальством] справедливо наказывались по своенравию воли не желающие им уподобляться, и таким образом всем даровалась справедливость, распоряжаемая желанием и страхом, коею исчезают неровности воли каждого и природы, которая во всех светло является равною, спокойною и кроткою. Этого никогда бы не произошло, если бы страх не сдерживал неразумного устремления многих к неуместному и не вел насильно, угрозою, к тишине целомудрия и благоразумия. Ибо то, что разум естественно убеждает целомудренных добровольно с любовью принимать, то самое страх имеет обыкновение принуждать неразумных терпеть против воли.
Я был научен, что по этой причине дозволено в жизни людей войти царству, и я приемлю это объяснение как истинное и научающее причине. Если же есть и иная некая его причина по Божественному Писанию, ее могут постигнуть, считаю, только те, кто чист мыслию. Однако же и это не совершенно разноречит с целью, [означенной] Божественным Писанием. Ибо и оно повествует, что людям, отвергшим Царство Божие, Бог предоставил хотя бы собственное их царствование, чтобы беспорядочность безначалия не произвела многоначалия и этим не ввела во весь человеческий род гибельный раздор, когда никому не вверяется постановлением Божиим попечение о них, никто не упорядочивает разумно воспитуемых разумом к кротости и никто не сдерживает страхом могущества строющих лукавство и природное благое разумение в себе самих своевольно растлевающих поведением противоестественным.
Царь, который потщался так сохранить сей закон царства, воистину явился на земле вторым по Боге, как вернейший помощник Божественной воли и справедливо получивший жребий быть под Царем Богом и царствовать над людьми. Но тот, который отверг это установление и всячески решил царствовать для себя, а не для Бога, будет явно делать противное этому, тиранически отгоняя от себя благих и далеко отставляя их от всякого совета и власти, но ребячески привлекая злых и поставляя их господами всей его власти, что есть для правящих и для управляемых последняя пропасть погибели. Нам же да даст Бог добровольно иметь Его Царем, исполнением животворящих Его заповедей, и достойно чтить согласно Ему царствующих на земле, как стражей Божественных Его постановлений.
Другие работы по теме:
Свобода выбора
Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Именно на этом, то есть собственно на свободе выбора, в основном, и сосредоточивала свое внимание многовековая философская мысль.
Аввакум Петров
Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре.
Ковалевский Максим Максимович
Ковалевский Максим Максимович - социолог, историк, правовед, общественный деятель. Находился под влиянием позитивизма Конта и Спенсера, развивал концепцию социального прогресса.
К Феопемпту слоластику, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник К Феомепту схоластику, вопрошающему о «судье неправедном» (Лк. 18:6), [а также о словах]: «Если кто ударит тебя по правой щеке» (Лк. 6:29; Мф, 5:39) и «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17)
Различные богословские и домостроительные главы, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник Различные богословские и домостроительные главы 1. Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо - Святая Триипостасная Единица, Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех Беспредельных. Смысл и образ бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совершенно недоступны для сущих.
К Ионну Кубикуларию, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник Послание к Иоанну Кубикуларию о любви Я знаю вас, боголюбцы, по благодати стойко придерживающиеся святой любви к Богу и к ближнему, о которой вы печетесь надлежащими способами; знаю [по опыту общения с вами], когда был с вами, и не в меньшей (если не в большей) степени [знаю теперь], когда отсутствую, что вы изведали, каковы суть свойства Божественной любви и как они называются, а поэтому обладаете, по добродетели, этим божественным даром, неописуемым и беспредельным, который не только изливает благодеяния на присутствующих, но и возжигает рвение в отсутствующих, отделенных [от вас] большим пространством.
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Синесий Иванов
Схиархимандрит Синесий Иванов (1689, Прилуки—10 (21) мая 1787) — схиархимандрит иркутского Вознесенского монастыря, преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 10 мая и 10 июня (Собор Сибирских святых).
Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
История возникновения монастыря. Становление монастыря. Роль монастыря до революции. Монастырь в советское время. Монастырь в настоящее время. Махрищский монастырь в 1995 году стал самостоятельным монастырем.
Десять глав о добродетеле и пороке, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник Десять глав о добродетели и пороке 1. Тяжкие страдания святых есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть, упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание преуспевающих в добродетели, а добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
Письмо Иоанну постельничему о печали по Боге, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максимъ Испов?дникъ Письмо Іоанну постельничему о печали по Бог? Я радуюсь и восхищаюсь, видя изъ всего письма твоего, что ты проникнутъ достохвальною печалію по Бог?; и радуюсь потому, что печаль по Бог? въ т?хъ, кои всец?ло проникнуты страхомъ Божіимъ, производитъ покаянiе нераскаянно во спасеніе (2 Кор. 7, 10); потому-что она не попускаетъ душ? противъ естества уклоняться отъ Божественныхъ запов?дей къ тл?ннымъ предметамъ, кои у нерадиво проводящихъ настоящую жизнь приводятъ умъ въ такое состояніе, что, въ случа? напора страстей, онъ уловляется с?тями діавола и научается всякородному злу (такъ, напр., вм?сто того, чтобы д?йствовать по направленію естества, онъ подчиняется внушеніямъ противоестественныхъ страстей гн?ва и похоти), потому-что, если душа, хотя единожды прил?пится умомъ своимъ къ вещественному, то посл? сего устремляется къ одному злу.
Святой Паисий Величковский
Паисий Величковский, Св. (1722–1794), преподобный, церковный писатель и мистик; почитается как основатель православного старчества нового времени.
Концепция творения, место и роль человека в мире Природа человека
Византии, в особенности, в сравнении с изученностью интеллектуальной истории средневекового Запада. На это указывал ещё в 50-е годы известный ученый и теолог И. Мейендорф в настоящее время историография все более обращается именно к исследованию сознания людей различных исторических эпох
по теме «Нетленной мысли исповедник…»
Прочитав однажды стихотворение «Век», Сергей проникся уважением к личности поэта и заинтересовался сначала его гражданской лирикой, а затем расширил рамки исследования и обнаружил, что наряду с поэзией Мандельштам проявил себя и как интересный прозаик и публицист
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Максим Максимыч и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден
Максим Максимыч 8230 и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — одно из первых реалистических произведений в русской классической литературе. Максим Максимыч является одним из центральных героев произведения. Это добрый и обаятельный человек, прошедший суровую школу жизни, но не ожесточившийся, привыкший правильно оценивать каждую сложившуюся ситуацию, но не чуждый душевной мягкости, не утративший веру в лучшие человеческие начала.
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления
Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине.
Максим козак Залізняк
Автор: Народна творчість. Максим козак Залізняк, Козак з Запорожжя. Як поїхав на Вкраїну, Як пишная рожа! Зібрав війська сорок тисяч В місті Жаботині.
Коли усе в тумані життєвому
Автор: Рильський Максим. Коли усе в тумані життєвому Загубиться і не лишить слідів, Не хочеться ні з дому, ні додому, Бо й там, і там огонь давно згорів. В тобі, мистецтво, у тобі одному
Мова
Автор: Рильський Максим. Треба доглядати наш сад Вольтер Як парость виноградної лози, Плекайте мову. Пильно в ненастанно Політь бур'ян. Чистіша від сльози
Образ Максима Максимыча в Герое нашего времени
Образ Максима Максимыча в "Герое нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени» создан М. Ю. Лермонтовым в 1837 – 1839 годах. Роман является одним из истоков русской прозы. Новизна формы изложения, динамичность сюжета, зарисовки жизни, быта, обычаев на Кавказе сделали этот роман интересным для читателя и сегодня.
Максим Гримач
Автор: Вовчок Марко. Давно це було, коли панували в Україні Польща і Московщина. Застави між державами хоч і стояли, та не густо, — спритні люди часто перевозили Дніпром усякий крам, не сплачуючи мита.
Максим Исповедник
Введение 1 Биография 1.1 Ранняя жизнь 1.2 Борьба с монофелитством 1.3 Суд и изгнание 2 Дальнейшие события 3 Богословие 4 Рецепция Список литературы 7 Творения преподобного Максима Исповедника
Харитон Исповедник
Харитон Исповедник († ок. 350 года) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 28 сентября (по юлианскому календарю)[1], в Католической церкви — 28 сентября. Сведения о Харитоне известны из различных вариантов его жития.
Зинон Постник
Зинон Постник (Зинон Трудолюбивый; XIV век) — инок Киево-Печерского монастыря, схимник. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 30 января и 28 августа (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер).
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Арбротская декларация
Арбротская декларация (англ. Declaration of Arbroath), 1320 — декларация суверенитета Шотландии в период борьбы за независимость с Англией. В ответ на поддержку папством английского завоевания Шотландии и отлучение от церкви короля Роберта Брюса и его сторонников, духовенство и бароны Шотландии во главе с аббатом Арбротского монастыря Бернардом де Линтоном издали адресованную папе Иоанну XXII декларцию суверенитета Шотландии.
Алопеус, Максим Максимович
Максим Максимович Алопеус (21 января 1748(17480121), Выборг — 6 января 1822, Франкфурт-на-Майне) — известный российский дипломат. Максим Максимович Алопеус родился в Выборге, изучал в Або и Геттингене богословие, но по окончании университетского курса посвятил себя дипломатической карьере.
Галат, Максим Лукич
План Введение 1 Биография 2 Память 3 Источники Введение Максим Лукич Галат (1883 — 1918) — известный революционер в Иркутской области. 1. Биография Родился в 1883 году в городе Бахмач Черниговской губернии.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Агапит Печерский
Преподобный Агапит Печерский, известный своим целительством, оказывал помощь многим больным, которые обращались в Киево-Печерскую лавру. Он не требовал с них никакой платы, отчего и прозван Безвозмездным.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Жизнеописание преподобного Иоанна Дамаскина. Иконоборчество. Чудесное исцеление Иоанна. Богословская деятельность.
Борецкая Марфа
Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы.