ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН
Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске - столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.
Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: “Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова”.
В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.
Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении “Слов” и “Посланий”, которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?
Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться от основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось - римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.
Когда письмо было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав это письмо, калиф вознегодовал, и не взирая на предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была икона Пресвятой Богородицы именуемая “Троеручница”. Взяв свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая, глядя на него сказала: “Теперь ты здоров, и горя больше нет”. Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.
Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”. Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна. Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого. Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.
Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г. Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.
Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются: “Диалектика” (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.); “Книга об ересях” (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета); “Точное изложение Православной веры”. Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги: “Послания против порицающих святые иконы”; Сочинение против несториан “Рассуждение”. Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.
Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.
Список литературы
Денис Туранский. Преподобный Иоанн Дамаскин
Другие работы по теме:
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Житие преподобного Иоанна Колова
Девятого ноября православная Церковь ублажает преподобного Иоанна Колова. Такое название преподобный Иоанн получил за свой малый рост. Еще в юных летах он оставил мир и ушел с братом своим Даниилом в Скитскую Египетскую пустыню.
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Алькобер, Иоанн
Иоанн Алькобер (исп. Juan Alcober, 31.12.1694 г., Гренада, Испания — 25.10.1748 г., Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, член монашеского ордена доминиканцев, миссионер, священник, мученик.
Синесий Иванов
Схиархимандрит Синесий Иванов (1689, Прилуки—10 (21) мая 1787) — схиархимандрит иркутского Вознесенского монастыря, преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 10 мая и 10 июня (Собор Сибирских святых).
Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
История возникновения монастыря. Становление монастыря. Роль монастыря до революции. Монастырь в советское время. Монастырь в настоящее время. Махрищский монастырь в 1995 году стал самостоятельным монастырем.
Преподобный Иоанн Лествичник
Исследование и характеристика жития преподобного Иоанна Лествичника. Притчи о монахе и его учениках. Причина написания "Лествицы". Описание пути монаха по ступеням духовного совершенства. Образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста.
О второй заповеди Закона Божия
Второю Заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть запрещает делать себе для почитания кумиры или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе.
Десять глав о добродетеле и пороке, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник Десять глав о добродетели и пороке 1. Тяжкие страдания святых есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть, упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание преуспевающих в добродетели, а добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
Святой Паисий Величковский
Паисий Величковский, Св. (1722–1794), преподобный, церковный писатель и мистик; почитается как основатель православного старчества нового времени.
Всемирное Воздвижение Креста Господня
Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины - центра - твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.
Музыкальное искусство Византии
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.
Алипий Столпник
Введение 1 Житие 2 Источники 3 Историческое восприятие 4 Почитание 4.1 Гимнография 4.2 Иконография Список литературы Алипий Столпник Введение Алипий Столпник († VII в.) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 26 ноября (по юлианскому календарю)[1][2] .
Зинон Постник
Зинон Постник (Зинон Трудолюбивый; XIV век) — инок Киево-Печерского монастыря, схимник. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 30 января и 28 августа (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер).
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Стефан Лэнгтон
(англ. Stephen Langton) — англ. богослов и политический деятель, род. в конце XII века; получил прекрасное образование. В 1206 Лангтон был сделан кардиналом, благодаря папе Иннокентию III, его соученику и другу. В следующем году папа Иннокентий III заставил монахов избрать Лэнгтона на кентерберийскую кафедру, вопреки желанию короля Иоанна.
Пелагия дева Антиохийская
Не следует путать с Пелагией Антиохийской, преподобной V века. Пелагия Антиохийская — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября (по юлианскому календарю).
Киценко, Надежда Борисовна
Надежда Борисовна Киценко (англ. Nadieszda Kizenko; род. 1961 Нью-Йорк, США) — американский исследователь-историк, профессор. Родилась в семье перемещённых лиц, прибывших в США из Германии после Второй мировой войны.
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Иоанн Чешский
Святой Иоанн Пустынник — первый чешский пустынник, предположительно — сын князя бодричей Гостимысла, погибшего в 844 году в сражении с войсками Людовика Немецкого. Иоанн прожил 42 года в пещере в чешских лесах недалеко от Праги, после чего встретил князя Боривоя (Борживоя, мужа св.Людмилы Чешской), причастился Святых Тайн в церкви в замке Тетин и вскоре умер.
Феофил Александрийский
Феофил (греч. Θεόφιλος) — Патриарх Александрийский. занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год.
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Циммерман, Иоанн Георг Риттер фон
План Введение 1 Философ 2 Врач 3 Иоанн Георг Циммерман и Россия 4 Характер. Афоризмы Список литературы Введение Иоа́нн Гео́рг Риттер фон Циммерма́н (нем. Johann Georg Ritter von Zimmermann; часто пишут без титула: Иоанн Георг Циммерман или Иоганн Георг Циммерман; 8 декабря 1728, Бругг, Швейцария — 7 октября 1795, Ганновер, Германия) — швейцарский философ и врач.
Мирович, Василий Яковлевич
Васи́лий Я́ковлевич Миро́вич (1740, Тобольск — 15 сентября 1764) — подпоручик смоленского пехотного полка, виновник «шлиссельбургской нелепы», по выражению Екатерины II; она же назвала Мировича «сыном и внуком бунтовщиков». Его дед, переяславский полковник Фёдор Мирович, был сторонником гетмана Ивана Мазепы и после поражения Карла XII бежал в Польшу.
Жан III д Альбре
Жан (Иоанн, Хуан) III (исп. Juan III de Albret, баск. Nafarroako Joanes III, фр. Jean III de Navarre; 1469—14 июня 1516) — первый король Наварры из дома Альбре.
Иоанн I король Франции
Иоанн I Посмертный (Постум, фр. Jean Ier le Posthume; 15 ноября 1316(13161115), Париж, Франция — 20 ноября 1316, Париж, Франция) — король Франции, сын Людовика X Сварливого от его второго брака с Клеменцией Венгерской. Родился через несколько месяцев после смерти отца, 15 ноября 1316 года, и сразу был провозглашён королём, однако король-младенец умер уже через 5 дней сразу после крещения.
Иоанн I король Шотландии
Иоанн I Баллиоль (Джон «Пустой камзол»; гэльск. Iain Bailiol, англ. John Balliol; 1248(1248) — 25 ноября 1314, Хеликур, Пикардия) — король Шотландии (1292 — 1296), признавший сюзеренитет Англии, что послужило причиной трехсотлетней войны за независимость Шотландии.
Прогулка Киевом
Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.
Агапит Печерский
Преподобный Агапит Печерский, известный своим целительством, оказывал помощь многим больным, которые обращались в Киево-Печерскую лавру. Он не требовал с них никакой платы, отчего и прозван Безвозмездным.
Борецкая Марфа
Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы.