Реферат: Оказание инжиниринговых услуг как новая форма внешнеэкономических связей - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Оказание инжиниринговых услуг как новая форма внешнеэкономических связей

Рефераты по экономике » Оказание инжиниринговых услуг как новая форма внешнеэкономических связей

Введение

Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обме­на между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных со­глашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг – наиболее динамичная статья внешней торговли.

Появлению и развитию рынка услуг логически и историче­ски предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увели­чение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция това­ропроизводителей привели к появлению неценовой конкурен­ции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоя­тельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовле­чения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, мар­кетинге и распределении товаров способствуют интернациона­лизации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развити­ем научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставле­ния услуг. Возросла доля производительных и профессиональ­ных услуг, для которых характерна высокая степень централи­зации управления, финансов, оперативного контроля и марке­тинга.[6]

Контракт является самым распространенным видом сделок, создающим для сторон определенные права и обязанности. Внешнеторговые сделки двух или более сторон в процессе их производственной и хозяйственной, включая торговую, деятельности оформляются контрактом (договором), совершаемым, как правило, в письменной форме. Отношения, возникающие из контракта, называются контрактными (договорными), а обязательства сторон, вытекающие из контракта, - обязательствами по контракту (по договору).

Внешнеторговый контракт - основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами.

Предметом внешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и др. Расчеты за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе.

В основе международной торговли инжиниринговыми услугами (engineering services) лежит метод осуществления контрактных работ между инжиниринговой фирмой и заказчиком. Это определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Формы контрактов отличаются разнообразием и зависят от характера услуг и условий их предоставления.[2]


Структура рынка услуг


Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных иско­паемых, промышленным и сельскохозяйственным производст­вом. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные ус­луги, туризм, прочие услуги. В СНС (система национальных счетов) услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределитель­ные (торговые, транспортные, фрахтовые).[8]

В свою очередь международные услуги могут быть фактор­ные — это услуги, связанные с пересечением гра­ницы, а также классические услуги по предоставлению капита­ла, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные, для которых характерно пространствен­ное разделение производителя и потребителя (фильмы, патен­ты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения произ­водителя и потребителя в момент ее потребления:

Услуга предлагается на территории ее потребления. При­мером такого «перемещения» является миграция рабочей силы,
капитала — сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и
страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на
их территории.

Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет пе­ремещение потребителя услуги. Примером может выступать
туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развле­чений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов,
которое происходит в иностранных портах и аэропортах; меди­цинское обслуживание — проведение курса лечения, операций
в зарубежных клиниках, больницах; образование — учеба в за­
рубежных университетах, колледжах.

Услуга предлагается и на территории ее потребления и за
рубежом. Например, чтение лекций профессорами университе­тов, гастроли театров, артистов.

Услуга не перемещается из страны в страну. В такую груп­пу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой
транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана
по каналам связи.[6]

Услуги первых трех групп относятся к фактор­ным услугам, четвертой — к не факторным.

К международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжи­ниринговые, инженерно-строительные, информационные, юриди­ческие, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.

Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овещест­вленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компью­терных программ на магнитных носителях, кинолент, различ­ной документации; во-вторых, услуги производятся и потреб­ляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредствен­ных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной кон­куренции, чем сфера материального производства.[1]


Мировой рынок инжиниринговых услуг


Одной из составляющих мирового рынка услуг выступает инжиниринг. Инжиниринг — это обособленный в самостоятель­ную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого харак­тера по подготовке процесса производства и реализации про­дукции по обслуживанию строительства и эксплуатации про­мышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и дру­гих объектов. Это услуги интеллектуального характера, направ­ленные на оптимизацию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.

Стремительный рост международных операций по торговле инженерно-техническими услугами выделил их в самостоятельный вид международных коммерческих операций, что привело к образованию и развитию международного рынка инжиниринговых услуг.[7]

Первоначально инжиниринг возник в Англии в гражданском строительстве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооружения дорог, мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по мелиорации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали предоставляться также и в области промышленности. Инжиниринг в США начал развиваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал исключительно внутренний рынок. Толчком для распространения американского инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэродромов, дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выполнялись как частными американскими инженерными фирмами по правительственным заказам, так и специальными отделами американской армии, укомплектованными специалистами по инжинирингу.

В первые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно развитых странах. Этому в значительной степени способствовала деятельность различных международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направленная на оказание технического содействия развивающимся странам.

Большую роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление промышленно развитыми странами технического содействия развивающимся странам на основе различных правительственных программ. Такая помощь тесно увязывалась с оказанием технических услуг специализированными инженерными фирмами.[5]

Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэкономической экспансией крупнейших, в первую очередь американских, развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им различных консультаций по строительству новых мощностей, совершенствованию производственных процессов и др.

Со второй половины 50-х годов начался новый этап в развитии инжиниринга и выделение его в самостоятельную область международной коммерческой деятельности. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном только предоставлением технических консультаций, а все строительные работы выполняли строительные фирмы-подрядчики, то для последующего этапа характерно опережающее развитие инженерно-строительных услуг, непосредственно связанных со строительством промышленных объектов преимущественно с поставкой «под ключ».

На современном этапе произошло значительное увеличение объема и суммарной стоимости технических услуг, являющихся предметом международной торговли, а также расширение в этой деятельности доли участия западноевропейских и японских фирм при сохранении господствующего положения за американскими фирмами.[6]

Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид международных коммерческих операций явилось отражением научно-технического прогресса, затронувшего все отрасли промышленности и прежде всего машиностроение. Результат — существенные сдвиги в структуре международной торговли в сторону увеличения торговли сложными видами оборудования, требующими специальных знаний для решения технологических и организационных проблем, начиная от проектирования предприятия до ввода его в эксплуатацию.

Другим важным фактором, оказавшим влияние на рост инжиниринга в современных условиях, является высокий спрос на технические услуги со стороны стран, вступивших на путь самостоятельного экономического развития и не имеющих необходимого опыта и кадров специалистов для такого строительства. Они вынуждены привлекать иностранные фирмы для разведки и разработки своих природных ресурсов, развития топливно-энергетической базы, создания ряда отраслей тяжелой промышленности и др.

И наконец, выделению инжиниринга в самостоятельную область международной коммерческой деятельности способствовало появление большого числа крупных инженерных фирм с огромными оборотами и широкой сферой деятельности, создание многочисленных национальных ассоциаций инженерных фирм и международных ассоциаций, содействующих развитию их деятельности.

Международная торговля инжиниринговыми услугами за­ключается в предоставлении одним государством другому ин­женерно-расчетных, консультационных и инженерно-строи­тельных услуг в процессе проектирования и сооружения за ру­бежом промышленных и иных объектов.[4]

На развитие рынка инжиниринговых услуг оказывают влия­ние три фактора:

объем государственных и частных инвестиций, что по­зволяет расширить строительство и ввод новых объектов, при проектировании которых могут понадобиться инжиниринговые услуги;

научно-технический прогресс, результаты которого не­
одинаковы в разных странах, что приводит к необходимости
экспорта одними странами консультационных услуг, проектов
из других стран;

наличие свободного капитала, размещаемого на рынке
инжиниринговых услуг.

Особенностями рынка инжиниринговых услуг, как и рынка технологий в целом, является, во-первых, то, что результаты этой торговли воплощены не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материальный носитель, например, результатом предос­тавления услуги по проектированию объекта выступает его строительство, а материальным носителем (т.е. то, что продает­ся) — проектно-техническая документация. Услуги же по обу­чению специалистов, управлению процессом строительства не имеют материальных носителей. Во-вторых, такие услуги свя­заны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации, рассчитанных на промежуточное потребление ма­териальных благ и услуг. Услуги же производственного харак­тера в состав инжиниринговых не входят. Например, проект­ные работы по созданию коммерческого банка, предприятия - это инжиниринговые услуги, а сама работа в них к таким ус­лугам не относится. В-третьих, объектом купли-продажи вы­ступают услуги, приспособленные к использованию в конкрет­ных условиях и передаче в среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и прочих зна­ний и опыта. Их стоимость определяется как среднеинтернациональная в отличие от стоимости знаний, содержащихся в лицензиях и ноу-хау.[8]

Инжиниринговые услуги оказываются специальными инже­нерно-консультационными фирмами, а также промышленными и строительными компаниями. Как правило, для рынка этих услуг характерны и частные специализированные компании и крупные корпорации, хотя доля первых последние годы сокра­щается в результате серьезной конкуренции со стороны круп­ных компаний. Наибольшее коли­чество инжиниринговых фирм находится в ФРГ и Австрии, где рынок представлен мелкими и средними компаниями со средним числом занятых. Наиболее крупные компании сосредоточены в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Финляндия.

Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:

услуги, связанные с подготовкой процессов производст­ва, к которым относят, как правило, предпроектные, проект­ные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищ­ном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве;

услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. рабо­ты, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.

Дальнейшее обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных ка­питальных вложений в отраслях, где инвестиционные проекты всегда считались прерогативой государства, побуждает наиболее крупных контракторов все активнее участвовать в прямой ин­вестиционной деятельности.

В традиционном секторе мирового рынка объектов капи­тального строительства, включающем чисто подрядные отно­шения экспортера с заказчиком, наличие достаточно большого числа крупных и долгосрочных проектов требует значительных ресурсов. А это ведет к росту удельного веса контрактов «под ключ» с фиксированной ценой при полной ответственности фирм или консорциума за все стадии проектирования, строи­тельства и обеспечения поставок оборудования.

Говоря о развитии рынка инженерно-строительных услуг, необходимо отметить некоторую стабильность в отраслевом и географическом его размещении.

Рынок инжиниринговых услуг, являясь составной частью рынка международных услуг, имеет явно выраженную тенден­цию к динамизму и расширению. И об этом свидетельствуют не только приведенные цифры, но и возрастающий спрос на данные услуги.[6]


Инжиниринговые операции


Международный инжиниринг (engineering) – это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультационными промышленными, строительными и другими компаниями.

Ведущими экспортерами инжиниринговых услуг являются компании таких стран с рыночной экономикой, как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония.[1]

Международный инжиниринг обладает рядом особенностей:

Функционирование в качестве одной из услуг производственного назначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте. Например, проектирование, консультирование, обучение и т. д.

Связь с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и конечное потребление реальных благ и услуг.

Наличие коммерческих свойств, проявляющихся в процессе купли-продажи.

Отличие от лицензий и «ноу-хау». Объектом купли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, систематизации, приспособлению к использованию в конкретных условиях и передаче доступных любым квалифицированным специалистам научно-технических, производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми, то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, «ноу-хау» и новых технологий осуществляется их реальным владельцем и автором.[2]

Вполне возможно подкрепление инжиниринговых услуг лицензиями и «ноу-хау». Основными факторами успеха на мировом рынке являются профессионализм, специализация, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с другими фирмами. На передовые позиции в мире в настоящее время выходят крупные международные инжиниринговые фирмы, способные самостоятельно осуществлять «междисциплинарный инжиниринг».

Так как сотрудничество между инжиниринговыми фирмами является весомым аргументом в конкурентной борьбе, то довольно часто применяются такие основные формы кооперации труда, как:

образование новой компании в результате слияния при поглощении одной из фирм;

создание совместных предприятий долгосрочного типа;

создание краткосрочных совместных предприятий для выполнения конкретного проекта;

заключения соглашений о сотрудничестве.

Обширный комплекс операций инжиниринговых фирм можно ориентировать по проектно-консультационным, подрядным и управленческим видам деятельности.

Существенной проблемой является определение оптимальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изучается конкурентный материал из различных регионов мирового рынка. Используются также и установившиеся подходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компании, выполняющей функции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости от масштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20 % общих затрат на его сооружение.

Иногда приходится рассчитывать оплату (в случае полного отсутствия аналогов), исходя из почасовой оплаты работы специалистов.


Организация международного обмена инженерно-техническими услугами


В развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих работы типа инжиниринг. Некоторые из них имеют очень узкую специализацию, ограничиваясь консультациями по частным вопросам (выбор земельных участков, составление балансов, архитектурное оформление и т.д.). Нередко такая фирма представлена одним экспертом в какой-либо определенной области, и вся его деятельность сводится лишь к консультированию. В то же время для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и берущие на себя все функции по созданию соответствующих объектов.[3]

В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг — основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы (сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью).


Специализированные инжиниринговые фирмы

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых услуг делятся, в свою очередь, на две группы: инженерно-консультационные и инженерно-строительные.

Инженерно-консультационные фирмы предоставляют технические услуги в форме консультаций. Они сами не занимаются ни производством, ни строительством. Сфера их деятельности широка. Это и гражданское строительство (порты, аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и промышленные объекты, использующие специфические технологические процессы.

Инженерно-строительные фирмы предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта, привлекая в качестве субпоставщиков машиностроительные и строительные компании.

Помимо проектирования гражданских и военных объектов инженерно-строительные фирмы специализируются в области разработки промышленных объектов, и прежде всего основанных на использовании специфических технологических процессов.

Среди инженерно-консультационных фирм развитых стран можно выделить определенную специализацию, как по вилам предоставляемых инжиниринговых услуг, так и по отраслевой направленности. Так, американские, английские, японские, итальянские фирмы оказывают преимущественно инженерно-строительные услуги в полном комплексе, между тем как у французских фирм преобладают инженерно-консультационные услуги.

В промышленно развитых странах — США, Англии, Голландии, Японии и др. — существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы за границей и осуществляют большой объем инжиниринговых работ. Такие фирмы в своей деятельности обычно ориентируются в значительной степени на экспорт. Например, у западногерманских инжиниринговых фирм доля экспортных заказов составляет примерно 60%, у американских и французских — около 30%.

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от характера осуществляемых ими хозяйственных связей делятся на независимые и родственные промышленным компаниям. Независимые специализированные фирмы не имеют родственных отношений с промышленными компаниями и в хозяйственном отношении самостоятельны. Однако на практике большинство из них тесно связаны с одной или несколькими крупными промышленными компаниями, их филиалами или агентами и действуют в их интересах.

Специализированные родственные инжиниринговые фирмы — это филиалы или дочерние компании крупных генеральных подрядчиков, занимающихся инжиниринговой деятельностью как основной.[8]

Промышленные компании

Промышленные фирмы относятся ко второй категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринга. Их обычно подразделяют на компании-проектировщики и компании — производители оборудования для определенных отраслей промышленности.

Компании-проектировщики, стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового производства на основе собственных патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ, осуществляя контроль за этими работами.

Для компаний — производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет о проектировании крупных установок, изготовление оборудования для которых выполняется той же фирмой.

Для осуществления операций по оказанию инженерно-технических услуг промышленные ТНК создают у себя специальные конструкторские отделы или проектные бюро. Иногда машиностроительные компании, которые могут проектировать только узкоспециализированные предприятия или один из видов технологических процессов, для проектирования комплектных предприятий создают совместные инженерные фирмы.

Нередко, когда речь идет о строительстве крупных объектов, фирмы, оказывающие услуги типа инжиниринг, образуют временные или долгосрочные консорциумы, в которые входят как национальные, так и иностранные компании. Финансируют такие консорциумы, как правило, банки, устанавливая связь с генеральным подрядчиком, который несет ответственность за деятельность всего консорциума.[8]


Создание инжиниринг-сети


Рыночная потребность в профессиональной инжиниринг-сети страны велика. Под инжинирингом здесь понимается наукоемкий процесс комплексного и завершенного создания или технического перевооружения производственных или обслуживающих систем, включая (по желанию заказчика) реализацию всех функций инновационного цикла: прогноз и комплексное планирование, маркетинг, технико-экономическое обоснование, разработку новой системы, комплектную поставку, инкубацию коллектива специалистов, сдачу "под ключ", сервисное сопровождение. Профессиональное выполнение этого цикла ускоряет процесс существующими сегодня в России средними сроками.[5]

Процесс инжиниринга, реализуемый через людей, должен установить выгодные отношения по треугольнику взаимодействия "рынок — заказчик — инжиниринг". При этом команды, реализующие инжиниринг, должны быть ориентированы на творческий и адаптирующийся процесс, в ходе которого не реализуется трансферт какой-то отдельной технологии, а производится интеграция различных технологий, принадлежащих различным школам, фирмам, странам, в оптимальном их сочетании, наиболее выгодном для заказчика. В формируемой инжиниринг-сети, распределенной (децентрализованной) по всем регионам России, поддерживаемой правительством через соответствующую Федеральную программу, установились два основных принципа социо-инжиниринга:

в центре внимания инжиниринг-сети находится коллектив заказчика, рассматриваемый как социо-техническая система;

при обслуживании заказчика инжиниринг-сеть объективно оценивает и сопоставляет научно-технические знания, технологии, достижения различных контрагентов (соисполнителей) и гарантирует заказчику оптимальную интеграцию этих (уже существующих или создаваемых) знаний, достижений.

Приоритетным для инжиниринг-сети России является опережающее создание информационной глобальной телекоммуникационной сети социо-инжиниринга с развитием распределенной базы данных инжиниринга, обеспечивающей оперативную связь между всеми узлами инжиниринг-сети России, а также доступ к международным базам данных.[2]

Существует концепция построения единой информационной сети инжиниринга как активизированной распределенной социо-технической системы, основу которой составляют системные менеджеры инжиниринга на всех предприятиях, в организациях, фирмах. Труд, идеи и информация этих менеджеров оплачиваются из средств федеральной программы. Дальнейшее укрепление и усиление социо-инжиниринга предлагается за счет совместного международного создания и тиражирования по странам и регионам стран суперинтегрированной компьютеризированной проектно-производственной системы, как инструментальной системы международного инжиниринга. Такая инструментальная система должна, с нашей точки зрения, сыграть ключевую роль технического и технологического перевооружения производственного и обслуживающего секторов экономики различных стран.[8]


Заключение


Международная передача технологии – научных методов достижения практических целей – представляет собой межгосударственное перемещение научно-технических достижений (технологии продуктов, технологии процессов и технологии управления) на коммерческой или безвозмездной основе.

Технология, как фактор производства, обладает высокой степенью международной мобильности. В большинстве развитых стран крупные компании охотнее продают технологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки технологий значительно превосходят внутренние. Причины этого явления следующие:

На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов.

Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, чем независимым отечественным компаниям, чтобы не утратить монопольного права на эти технологии.

Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов, то есть обеспечивается получение так называемого эскорт-эффекта (escort-effect).

Часто только путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству иностранного партнера на условиях перекрестного лицензирования.[4]


15