Реферат: Применение управленческого учета в управлении - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Применение управленческого учета в управлении

Рефераты по экономике » Применение управленческого учета в управлении

Система  учета  на  предприятии  подразделяется, как правило, на две подсистемы - внешнюю, финансовую, и внутреннюю,  управленческую . Такое разделение обусловлено различием в целях и задачах внешнего и внутреннего учета.

 Управленческий учет представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

Управленческий учет, являясь составной частью системы управления предприятием, призван формировать информацию для:
     - планирования будущей стратегии и тактики функционирования предприятия в целом и осуществления отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;
     - измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг);
     - контроля экономичности текущей деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных подразделений, видов деятельности;
     - корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции (работ, услуг).

Вести или не вести управленческий учет — решает руководство самого предприятия. Никакие посторонние органы или организации не имеют права указывать, что надо или чего не надо делать.Нормы и правила ведения управленческого учета устанавливаются самим предприятием. Управленческий аппарат организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил.

Правильно поставленный  управленческий   учет  позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

 Управленческий   учет  обладает возможностью решить четыре главные проблемы, охватывающие различные периода времени:

 Учет  задолженности - прошлое;

Принятие решений - настоящее;

Контроль - настоящее;

Планирование - будущее.


      К конкретным практическим задачам управленческого учета следует отнести:
      -выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;
     - формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;
      -формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;
      -оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.
      Исходными позициями при реализации задач управленческого учета являются:
     - ориентация на достижение поставленной цели предпринимательства;
      -формирование альтернативных вариантов решений поставленных задач деятельности предприятия и выбор оптимального варианта;
     - расчет нормативных параметров исполнения оптимального варианта и своевременного выявления отклонений от заданных параметров;
    -  интерпретация выявленных отклонений и их анализ.


 Управленческий   учет  - это больше, чем внутренняя бухгалтерия. Пользователями  управленческого   учета  являются менеджеры всех уровней  управления  бизнесом  предприятия .  Управленческий   учет  использует не только фактические данные о совершенных операциях, но и оценочные данные (аналитика), данные о возможных событиях в будущем (планы и бюджеты).  Управленческий   учет  представляет информацию для пользователей не только в денежном выражении и не только количественную, но и качественную (какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему).

Информация  управленческого   учета  обычно представляет собой коммерческую тайну  предприятия , не подлежит публикации. Администрация фирмы самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней -  управленческой  - отчетности. Эта учетная система не регламентируется законодательством.

Специфика  управленческого   учета  на  предприятии 

 Управленческий   учет  индивидуален на каждом  предприятии . Все  предприятия  разные, каждое  предприятие  имеет свои цели, стратегии, приоритеты, интересы, ценности, культуру, традиции, которые отличаются от того же набора атрибутов в других  предприятиях . Все  предприятия  сдают в налоговые органы стандартные по форме финансовые отчеты, но каждое  предприятие  делает свой бизнес по-своему. У каждого  предприятия  своя структура бизнес-процессов, своя организационная структура, свои особенности  в   управлении , своя система распределения и передачи полномочий и ответственности. Наконец, у каждого  предприятия  свои специфические проблемы. И поэтому для  управленческого   учета  невозможно применить какие-либо стандарты, единые для всех.

Тем не менее, в  управленческом   учете  сформировались определенные принципы, подходы и методы.

Управленческий учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:
     - Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.
     - Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.
    -  Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, -когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.
    -  Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.

Основным объектом  управленческого   учета  являются затраты, точный расчет себестоимости продукции и услуг - одна из основных целей  учета . Издержки группируются и учитываются по видам,  местам  их возникновения и носителям затрат.  Места  возникновения затрат - это структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие  места , бригады, цеха, отделы и т.п.). Носители затрат - это виды продукции (работ, услуг) компании, предназначенные для реализации на рынке.
Наряду с затратами, в системе  управленческого   учета  обязательно выделяются такие объекты  учета , как "центры финансовой ответственности" (ЦФО).  Управление  издержками происходит через деятельность людей, отвечающих за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности - структурный элемент  предприятия , в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов. При этом администрация компании сама решает, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать  места  возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности.

Еще одним объектом  управленческого   учета  являются результаты деятельности, которые можно также учитывать по  местам  возникновения и по носителям затрат. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов  учета  выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. При этом эффективность также может быть рассчитана для каждого отдельного объекта и субъекта  управленческого   учета : продукта, канала сбыта, менеджера, отдела и т.д.

Особенности постановки  управленческого   учета  на  предприятии 

Процесс внедрения системы  управленческого   учета  требует соблюдения следующих основных условий: четкая формулировка целей и задач проекта, наличие специалистов в области  управленческого   учета , активное участие высшего руководства компании (реализация проекта "сверху-вниз"), наличие ресурсов, выделенных для этой задачи.

Прежде всего необходимо четко и конкретно сформулировать цели проекта, а также комплекс задач, выполнение которых будет способствовать достижению основных целей. При этом должны быть установлены измеримые критерии выполнения данных задач.
Затем следует искать специалистов, имеющих опыт постановки именно  управленческого   учета .

Активное участие высшего руководства компании - ключевой фактор успеха проекта, так как  управленческий   учет  создается с целью удовлетворения информационных потребностей руководителей, принимающих решения, и в первую очередь - для высшего менеджмента компании. А значит, для правильной постановки  управленческого   учета  специалист должен знать, о чем руководители компании хотят получить информацию. И уже основываясь на этом, строить систему учета. Таким образом, на этапе постановки задачи участие высшего руководства необходимо для понимания специалистом как структуры и целей, преследуемых компанией, так и информационных потребностей руководства.

В заключении стоит отметить, что в природе организаций заложен постоянный рост и изменение. При этом необходимо помнить, что для лишенного внешних стандартов  управленческого   учета  одним из основных определяющих факторов является структура компании. Если ваша система  управленческого   учета  не будет меняться вместе с организацией, она просто потеряет свою эффективность, превратившись в еще один источник неоправданных затрат.