Авторские ремарки в пьеса "Лес"
Ремарка - краткое замечание автора, поясняющее ход действия в пьесе. Ремарки могут иметь много функций: они могут описывать действия героев, чувства героев, перед началом сцены или действия ремарки описывают внешний вид и одежду героев. Это может быть характеристика персонажа или режиссерский комментарий к пьесе. В комедии <Лес> ремарки выполняют несколько функций.
Перед началом первого действия ремарки описывают возраст персонажей и их одежду. Через одежду же дается некоторым героям общая характеристика. Например, Милонов одет <изысканно, в розовом галстуке>. Этот розовый галстук уже показывает, что Милонов весь какойто очень гладкий, напомаженный и противный. Он пытается подольститься к Гурмыжской, он весь розовый, весь светится. Очень немного в этой ремарке сказано об Аксюше - всего несколькими словами: <Одета <...> немного лучше горничной>. Это показывает, как относятся к Аксюше в доме Гурмыжской - немного лучше, чем к горничной. Она здесь никому не нужна, ее держит Гурмыжская только для того, чтобы показать свою напускную добродетель - мол, смотрите, я какая, бедную сироту спасаю. Но в действительности Гурмыжская к Аксюше равнодушна. Она не ненавидит свою племянницу, видимо, та ей просто безразлична. И это почти все сказано четырьмя словами: <одета немного лучше горничной>.Самая большая характеристика в этой ремарке - это описание внешности Бодаева. Он одет в черное, застегнут наглухо, с медалями и орденами и немного глуховат.
Бодаев - один из резонеров в пьесе, и, наверное, поэтому ему выделено столько места. Бодаев, в отличие от Милонова, ругает Гурмыжскую и дружески относится к Несчастливцеву. Ему безразлично, что говорят и думают другие - это не влияет на его убеждения. Эту склонность, точнее, черту характера показывают такие эпитеты, как <наглухо застегнут> и <немного глух>, то есть он глух по отношению к мнениям окружающих людей - Гурмыжской, Милонова, Буланова. Он как бы отгорожен от их мира, у него свои представления о жизни, и ничто не может их изменить.О Гурмыжской здесь сказано немного, и из сказанного может показаться, что Гурмыжская скромная, добродетельная вдова преклонного возраста. Но, читая пьесу дальше, обнаруживаешь, что Гурмыжская только играет роль добродетельной вдовы. Следовательно, этот прием использован для того, чтобы дальше глубже раскрыть характер Гурмыжской. И к концу пьесы превратить ее в корыстолюбивую старуху.О Восьмибратове и Буланове сказано еще меньше того, что сказано о Гурмыжской, но тем не менее по ходу прочтения пьесы ремарка <Иван Петрович Восьмибратов, купец, торгующий лесами> приобретает все более глубокий смысл.
В течение всего первого действия ремарки очень однообразны. В них главным образом указываются какието движения, перемещения героев относительно друг друга и интерьера, то есть это исключительно режиссерский комментарий. Эти ремарки рассчитаны на постановку пьесы в театре - так может показаться на первый взгляд. Но в действительности эти краткие, скупые пояснения достаточно ярко отображают жизнь в <Пеньках>. Люди до появления Несчастливцева живут как роботы, как какие-то неживые создания. Они только двигаются и говорят - а чувств в этом их движении и бессмысленном говорении никаких не скрывается. Они все какие-то мертвые. Единственный человек, который в <Пеньках> чувствует, - это Аксюша. Она говорит то сквозь слезы, то серьезно. Она еще не утратила способность чувствовать. Она - живой человек в этом лесу.Во втором явлении второго действия впервые появляется Геннадий Несчастливцев - главный герой пьесы. Ему дается самая большая характеристика из всех персонажей пьесы.
Впервые описываются черты лица, и одежда странника описывается точнее, чем одежда Бодаева. Указывается наличие посоха и впервые показывается духовное и физическое состояние героя: <Он видимо утомлен <...> вздыхает и бросает мрачные взгляды исподлобья>. Геннадий, видимо, утомлен не только телом, но и душой. Он долго думал, заходить ли к тетке, так как перенес много лишений. Вкратце дается характеристика жизни, всего только одна фраза - <следы беспокойной и невоздержанной жизни>. Он утомлен этой жизнью, которая оставила на нем глубокий отпечаток. Ему уже за 35 - он уже не может пережить какой-то душевный переворот и воскреснуть; возраст Христа позади. Жизнь его вся беспокойная - ему суждено, он актер,а у актеров, особенно бродячих, жизнь всегда беспокойная. Причем здесь нужно отметить такую вещь: нигде в ремарках не сказано, что Несчастливцев трагический актер. Это выясняется только из реплик самого Несчастливцева и Аркадия, и это странно. Видимо, Островский считал нужным основную информацию сообщать не в ремарках, а через реплики героев. Это один из наиболее интересных выводов, которые можно сделать, читая Островского.
Характерен такой момент: именно с появлением Несчастливцева в речи героев появляются какие-то чувства. Уже не только Аксюша говорит сквозь слезы, но и Буланов говорит с участием, что неожиданно, а Гурмыжская с испугом, что вполне закономерно. <Пеньки> оживают с приходом Аркадия: люди уже не только монотонно передвигаются, но и начинают что-то чувствовать. Это отражается на ремарках: их становится больше, и это уже не только сухие слова <подумав>, <вынув из кармана письмо>, <обернувшись>, но и <с жаром>, <грозно>, <горячо> и т. д. Ближе к концу пьесы ремарок становится еще больше, а конец пьесы состоит наполовину из ремарок, то есть Геннадий по мере своего пребывания в <Пеньках> пробуждает Буланова и Гурмыжскую, превращает их в чувствующих людей - и уходит, потому что он остался непонятым.Таким образом, ясно, что в <Лесе> ремарки играют очень важную роль: они не только советуют режиссеру, как и куда какой актер должен пойти, но и раскрывают характеры действующих лиц.
Ремарок в пьесе не очень много, но это весомые, точные слова, очень метко характеризующие тот или иной персонаж, и даже их отсутствие уже дает характеристику главным героям. Без ремарок не было бы пьесы как целостного литературного произведения, потому что они, наряду с репликами героев, раскрывают характеры и движут сюжет.
Другие работы по теме:
Неологизмы и их виды
Семантические неологизмы. Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы. Лексические неологизмы.
Володин АМ
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.
Доказательство Великой теоремы Ферма 6
Файл: FERMA-ЛАРЧИК © Н. М. Козий, 2009 Авторские права защищены свидетельством Украины 28607 Доказательство Великой теоремы Ферма Великая теорема Ферма формулируется следующим образом: диофантово уравнение:
Новаторство Чехова-драматурга
(по пьесе «Чайка») Известный русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к разным волнующим темам тогдашней жизни. Но классика есть классика, она волнует чувства человека и заставляет размышлять над важными вопросами жизни и сегодня.
Автор и герои в пьесе М. Горького На дне 3
Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Театр абсурда Йожена Йонеско
Французский драматург румынского происхождения Йожен Йонеско (1909-1994) вошел в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик и практик «театра абсурда».
Средства создания комического эффекта в комедии Ревизор Гоголя
В 1836 г. комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" впервые появилась на сцене Александринского театра. Русское общество пришло в замешательство, на лице каждого зрителя после просмотра пьесы отражалось недоумение: все нашли "Ревизор" чем-то неожиданным, не известным ранее.
Не всегда правдой душу вылечишь по пьесе Горького На дне
Не всегда правдой душу вылечишь 8230 по пьесе Горького На дне Пьеса Горького "На дне" выявляет самые неприглядные стороны жизни низов общества. Во весь голос кричащие социальные проблемы у Горького тесно переплетены с проблемами совсем иного рода. Так сквозь всё действие проходит вопрос, можно ли вылечить душу правдой? Мне пьеса интересна, в первую очередь, именно как попытка решить этот нравственный и философский вопрос.
Художественные средства выражения авторской позиции в драме Евгения Шварца Тень
Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания и поступки.
Осовременивание античного мифа в пьесе Бернарда Шоу Пигмалион
Выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу увлекался творчеством Ибсена, и это привело его к реформе английского театра. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы - проблемную пьесу-симпозиум. Как драматург он тяготеет к юмору и сатире. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», - заявлял Шоу.
Краткое содержание Коварство и любовь Фридрих Шиллер
Миллер Луиза, согласно первоначальному замыслу Шиллера, который относится к лету 1782 г., должна была стать главной героиней его «мещанской драмы». Л.— сильный женский характер, что отличает ее от предшествующих героинь драматургии Шиллера: Амалии («Разбойники»), Леоноры («Заговор Фиеско в Генуе»); важно и то, что пьеса обращена к современности.
Вишневый сад символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад жизни, а на смену ему приходили новые люди - купцы, капиталисты из бывших мужиков вроде Лопахина
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Лес Островского
В "Лесе" Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения "построены на ремарках", и пьеса "Лес" не является исключением.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 5
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Авторская позиция в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд.
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
Без имени - нет человека. (По пьесе М.Горького На дне)
"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне".) Драматическая пьеса «На дне» была написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Немного о пьесе Горького На дне
Немного о пьесе Горького "На дне" Автор: Горький М. Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.
Построение и художественный стиль комедии Недоросль
Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
Анализ пьесы Отстровского "Пучина"
"Пучина" – одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского — история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. Вереница живых и разнообразных характеров, характеристика действующих лиц. Развитие конфликта и развязка пьесы.
Разжалование Хай Жуя
(кит. 海瑞罷官, пиньинь Hǎi Ruм bа guān) — историческая пьеса, написанная китайским драматургом, У Ханем, специалистом по истории династии Мин.
Вайзенборн, Гюнтер
Гюнтер Вайзенборн (нем. Gьnther Weisenborn, 10 июля 1902, Фельберт — 26 марта 1969, Берлин) — немецкий писатель-антифашист, участник немецкого движения Сопротивления.
Тянь-Хань
Тянь-Хань (род. в конце XIX в.—) — выдающийся китайский драматург, поэт, режиссер и кинематографист. Сын мелкого землевладельца из провинции Хунань. Изучал литературу в Японии.
Тренев Константин
Тренев Константин Андреевич (1878—) — советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы.
Володин А.М.
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.
Вишневский В.В.
Русский советский писатель. Родился в Петербурге в семье землемера, крупного межевого инженера.
Крон А.А.
Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович (1909 - 1983). Русский советский писатель, драматург.