Скляренко Р. П.
Сопоставление различных позиций по соответствующей проблематике всегда имело центральное значение при выборе приоритетов при проведении экономической политики, особенно в переходный период, в тех или иных странах или регионах. В России дискуссии по проблемам наилучшего соотношения рынка и государства в процессе экономическим развитии, и тем более выборе технологической политики в зависимости от того или иного решения этой проблемы имеют значение в определении перспектив экономики.
Учитывая роль научно-технического прогресса в экономическом развитии любой страны, в последние десятилетия принципиально изменивший характер, приобретает теоретическое и практическое значение исследование экономических механизмов, определяющих развертывание данного процесса, а это в свою очередь в качестве одного из центральных вопросов предполагает выяснение роли международного распространения новых производственных отношений, сопутствующих технологическому обмену.
Если под НТП понимается развитие науки и последующее применение ее результатов в производственных отношениях, то современный этап НТП (НТР) представляет собой поток нововведений, распространяющихся в соответствии с законами в определенных направлениях. Так НТП существующий в условиях индустриального общества направлен на повышение эффективности производства и решение задач по удовлетворение количественных и отчасти качественных потребностей общества. ТНП в постиндустриальном обществе направлен на качественное удовлетворение потребностей общества и снижение отрицательных последствий развития этапа индустриального технологического производства.
Возникновение мировой экономики, мирового рынка, глобализации, информационного общества – не сняли вопроса неравномерного развития региональных и страновых экономик. Мы можем одновременно наблюдать различные стадии НТП, как в отдельных странах или группах стран, так и рамках одной глобальной корпорации. С целью снятия данной проблемы были созданы новые направления экономической теории – экономика инноваций и экономика знаний. Основами для развитей данных отраслей науки послужили работы И. Шумпетера и К. Эрроу, Дж.К. Гэлбрейта. В СССР данную тему развивали Бабинцев B.C., Кузин Д.В., Фаминский И.П. и др. Основополагающие монографии того периода: "США: государство и корпорация в эпоху НТР", М.. 1984; "Наука в современной капиталистической экономике". М., 1987; "Государственное финансирование НТП в развитых капиталистических странах". М., 1989; "Государственно-монополистическая политика в сфере науки и образования". М., 1989; "Современный капитализм : хозяйственный механизм и НТП", М., 1989.
В большинстве стран коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные исследования, тем самым, повышая коммерческую привлекательность прикладной науки. Россия также выходит на этот путь, однако, коммерциализация российских и, в первую очередь, советских изобретений осложняется недостатком квалифицированных специалистов в области международного патентования, разрывом между исследовательскими институтами, производственными и торговыми предприятиями. Необходимость интеграционного усилия российских производителей высокотехнологичной продукции по представлению своих интересов на мировом рынке сейчас ощущается практически всеми организациями, так или иначе причастными к судьбе российской науки. Без вложения средств от продажи существующих конкурентоспособных российских технологий в теоретические исследования невозможно долго продержаться на мировом рынке.
Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе. Так Национальным научным фондом США, отмечается, что на каждый вложенный в НИОКР доллар фирма с числом занятых до 100 человек осуществила в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью 1000 - 10000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занято свыше 10000 человек.
Таким образом, технологические предприятия и все, что связано с их деятельностью, составляют важный элемент организационной структуры современного общественного производства. Технологическому предпринимательству отводится основное место в процессе технологического развития и должно оказываться серьезное государственное внимание. Однако в силу исторических особенностей в России такой вид предпринимательства делает только первые шаги. То, что данный переходный процесс происходит в сжатые исторические сроки, вызывает огромное чувство уважения к новому технологическому сектору российской экономики.
В то же время, основные проблемы российского участия в международном технологическом обмене - в первую очередь внутренние проблемы, такие как: необходимость многократного роста финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; возрождение изобретательского и рационализаторского движений на предприятиях; оказание поддержки государством процесса патентования российских изобретений за рубежом; создание ясного законодательства в области интеллектуальной собственности; введение нулевого налогообложения прибыли, инвестируемой в развитие производства и исследований; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в научно-исследовательскую сферу технологического производства и реальная поддержка со стороны государства, обеспечивающая полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний, путем лоббирования интересов российских производителей в международных организациях.
Такая государственная поддержка в процессе международного технологического сотрудничества важна потому, что у предприятий зачастую не хватает собственных оборотных средств на проведение разнонаправленных исследований, тогда как приобретение технологии со стороны – дает огромный экономический эффект, позволяющий поднять уровень как производственного, так и научного потенциала. Поскольку приобретение лицензий является низко затратным, но чрезвычайно сложным процессом, предприятия без сторонней поддержки зачастую не могут справиться со всем объемом пред контрактной работы – в этот момент, и требуется государственная поддержка.
Другие работы по теме:
Форма государства
Рассмотреть форму государства это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти
Государство будущего и его граждане
Автор: Сочинения на свободную тему В будущем я представляю государство единым на всей планете. Будет одно правительство, которое будет назначаться президентом или иным руководителем. Президент или правитель будет избираться путем голосования всех граждан планеты. Я думаю, что в будущем государстве будет демократия.
Ак-Коюнлу
Введение 1 История племени 2 Государство Ак-Коюнлу Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань
Тиджания Омара ал-Хаджа
— африканское государство, образовавшееся в середине XIX века на территории современного Сенгала, в ареале расселения народности тукулёров. Его основателем стал Умар ал-Хадж[1], который был родом из Фута-Торо. Двадцать лет жил в Мекке, где присоединился к мусульманскому ордену Тиджания, глава которого назначил Умара аль-Хаджа своим заместителем в Западной Африке.
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Тарума государство
Введение 1 История 2 Правители Список литературы Введение Тару́ма (индон. Taruma), также Таруманага́ра (индон. Tarumanagara, «буквально — государство Тарума») — раннее яванское государство, находившееся на западе острова, основаное сундами[1].
Доминион Пакистан
Введение 1 История 2 Федерация 3 Управление Введение Доминион Пакистан (1947-1956; англ. Dominion of Pakistan) — федеративное государство в Южной Азии, основано в 1947 году.
Борну
на карте Африки 1885 г. Борно (Борну) — средневековое государство в Сахарской зоне Сахель, в Африке, на стыке современных территорий Нигерии, Нигера и Чада.
Западно-Караханидское ханство
Введение 1 История 2 Ханы Западно-Караханидского ханство Введение Западно-Караханидское ханство - феодальное государство, образовалась в результате распада Караханидского государство на две части.
Дваравати
(тайск. อาณาจักรทวารวดี) — буддийское государство монов, существовавшее в IV—XI веках на территории современных Мьянмы (штат Мон) и Таиланда. Название государства происходит от найденных монет, на которых на санскрите было написано «śrī dvāravatī» («Шри с многими воротами»)
Уйгурское идыкутство
Введение 1 Создание 2 Государственное устройство 3 Экономика 4 Взаимоотношение с другими государствами 5 Союз с монголами 6 Упадок Введение Уйгурское Турфанское идыкутство, Уйгурское государство Идыкутов, Уйгурское государство Кочо — феодальное государство в Восточном Туркестане. Образовалась в результате распада Уйгурского каганата.
Датско-норвежская уния
, также Датско-норвежское государство, Датско-норвежское королевство Дания-Норвегия (Danmark-Norge) — личная уния Дании и Норвегии, существовавшая с 1536 по 1814 годы; государство включало также Фарерские острова, Исландию и Гренландию. Датско-норвежская уния пришла на смену Кальмарской унии, объединявшей все три скандинавских королевства, после того, как королём Швеции стал Густав I Ваза.
Чимор
— древнее индейское доколумбово государство, существовавшое в XII век — XVI веках на территории современного Перу и принадлежавшее к культуре Чиму. История этого государство известна плохо. В период своего могущества территория страны простиралась вдоль побережья Тихого океана почти на тысячу километров.
Ашанти государство
Ашанти , или Федерация Ашанти Эджису — раннефеодальное государство, находившееся на территории современной Республики Гана, в Африке в конце XVII—XIX веках.
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Ирландское Свободное государство
План Введение 1 История создания государства 2 Органы власти 3 Гражданская война 4 Образование Республики Введение Ирландское Свободное государство (англ. Irish Free State, ирл. Saorstбt Йireann) (1922—1937) — государство-доминион, созданное 6 декабря 1922 года в соответствии с Англо-ирландским договором, подписанным двенадцатью месяцами раньше.
Свободное государство Конго
Свободное государство Конго (также Независимое государство Конго , фр. Йtat indйpendant du Congo) — государство в Африке, существовавшее в 1885-1908 годах, являвшееся «личным владением» короля Бельгии Леопольда II, с жестоким режимом эксплуатации местного населения, при этом будучи независимым от правительства Бельгии.
Независимое государство Хорватия
Независимое государство Хорватия (хорв. Nezavisna Država Hrvatska) — марионеточное государство, основанное усташами в 1941 году с помощью стран Оси (нацистского блока) и их союзников. В 1941 году его населяли 6,64 млн человек и занимало оно площадь 102,7 тыс.[2]. квадратных километров. В состав нового государства кроме Хорватии вошли Босния и Герцеговина и Срем.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Республика Техас движение
Республика Техас — сепаратистское движение в США, добивающееся независимости Техаса. По мнению сепаратистов, государство Республика Техас было незаконно аннексировано в 1845 году Соединёнными Штатами и в настоящее время находится под их оккупацией. Официальные власти США не признают сепаратистское «государство».
Матарам
Матарам — средневековое государство, существовавшее на территории современной Индонезии в 732—1043 годах, в центральной и восточной части острова Ява.
Люксембург графство
Графство Люксембург — государство, основанное Зигфридом в 954 году. В 1354 году германский император Карл IV возвёл графство Люксембург в статус герцогства.
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
Политическая система Бельгии
План Введение 1 Федеральное государство 1.1 Трехуровневая структура 1.2 Компетенции различных инстанций 2 Политические партии Бельгии Введение 1. Федеральное государство
Моравская Сербия
Моравская Сербия Моравская Сербия (сербск. Моравска Србија, Moravska Srbija) — средневековое сербское государство, образовавшееся после распада Сербского царства. Моравская Сербия стала последним сербским государством перед османским владычеством. Основателем государства был Лазарь Хребелянович, впоследствии канонизированный православной церквью Сербии как святой.
Южный Йемен
Йемен -1940 Южный Йемен — географическая область на юге Аравийского полуострова. C XIX века — британские протекторат и колония, называвшаяся Аден по имени административного центра.
Венгерское государство
Венгерское государство Венгерское государство (венг. Magyar Бllam) — государство-сателлит нацистской Германии, образованное в 1944 году после отстранения регента Миклоша Хорти от власти. Вождь венгерской национал-социалистической партии Скрещенных Стрел Ференц Салаши стал «Национальным лидером» (венг.
Государство Катанга
Введение 1 История 2 Полезные ископаемые Введение Государство Катанга (фр. Йtat du Katanga), — самопровозглашенное государство на юге Демократической Республики Конго. Существовало с 11 июля 1960 года по 15 января 1963 года.
Княжество Сербия
Княжество Сербия (сербск.: Кнежевина Србија, Kneževina Srbija) - балканское государство, образованное после сербской революции в 1817 году.
Государство словенцев, хорватов и сербов
План Введение 1 Наименование 2 История Список литературы Введение Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС) — государственное образование, возникшее на Балканском полуострове после распада Австро-Венгрии[1]. Возникло в результате объединения Королевства Хорватия и Славония, Королевства Далмация, Боснии и Герцеговины и Крайны в единое государство 29 октября 1918 года. 1 декабря того же года государство объединилось с Королевством Сербия, создав тем самым Югославию.
Государство и граждане
Text Text Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функцией и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия. Однако, как уже упоминалось выше, гражданское общество неразрывно связано с понятием правовое государство. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества.