Реферат: Сущность и значение мотивации в процессе управления предприятием общественного питания - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Сущность и значение мотивации в процессе управления предприятием общественного питания

Рефераты по менеджменту » Сущность и значение мотивации в процессе управления предприятием общественного питания

Содержание:


Сущность и значение мотивации в процессе управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации. О направлениях совершенствования мотивации труда работников потребительской кооперации, в соответствии с «Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года».


Информация в процессе управления, ее виды, требования, предъявляемые к ней. «Информационное поле специалиста». Совершенствование информационного обеспечения управленческой деятельности согласно с «Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года».


Вам как менеджеру по персоналу, поручили дать отзыв о работе одного из специалистов отдела. Определенное время Вы присматриваетесь к этому работнику и устанавливаете, что у сотрудника хорошие способности, однако в некоторых случаях он не справляется с работой, что дает повод для его критики. Вы приглашаете его к себе, чтобы поговорить с ним об этом.


Назовите основные правила критики. Покажите, как вы построите данную беседу.


В практической деятельности организаций и предприятий принимается множество разнообразных решений. Объясните: какие из предложенных ситуаций требуют индивидуального или группового метода принятия решений:

1)строительство нового предприятия;

2)предоставление работнику очередного отпуска;

3)распределение прибыли по итогам года;

4)назначение на должность менеджера;

5)разработка бизнес-плана на планируемый год;

6)выход на новые рынки;

7)направление сотрудника на курсы повышения квалификации;

8) разработка стратегии предприятия.

Назовите преимущества и недостатки индивидуального и коллективного методов принятия решений.


Сущность и значение мотивации в процессе управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

Эффективное правление человеком может быть обеспеченно через понимание его мотивации. Зная, что побуждает человека к деятельности , какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

Сущность основных терминов мотивации:

Потребность – нужда, в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, как личности. Человеческие потребности растут по мере развития общества.

Мотив – побудительная причина поведения человека, возникающая под действием множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов.

Мотивация – совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности.

Мотивирование – метод психологического воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Мотивирование является основой управления человеком.

Выделяют два основных типа мотивирования.

В первом случае путем внешних воздействий на человека вызывают к действию мотивы, которые побуждают его осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для организации результату.

Во втором случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для организации мотивы действий человека, и, наоборот, ослабить мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.

Стимулы – внешние раздражители, вызывающие действие определенных мотивов.

Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей и достижения поставленных целей. Стимулирование имеет различные формы. Одной из основных является – материальное стимулирование.

Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.

Внешнее вознаграждение – это то, что организация предоставляет работнику за выполненную работу (зарплата, продвижение по службе, признание, дополнительные выплаты)

Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое приносит работа (чувство достижения результата, значимости выполненной работы, дружба и общение, возникающие в процессе работы)

Схема мотивационного процесса:

На первой стадии человек ощущает, что ему чего-то не хватает.

На второй – ищет пути устранения потребности (например, удовлетворить, подавить или не замечать)

На третьей – определяет, что оно должен сделать, чтобы получить то, что необходимо для устранения потребности.

На четвертой - затрачивает усилия для получения чего-то, что необходимо для устранения потребности.

На пятой – человек получает то, что он может использовать для устранения потребности.

На шестой – устраняется потребность (полностью или частично).

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют различные теории мотивации, пытающиеся объяснить этот прцесс. Их обычно делят на две большие группы.

Теории содержания мотивации.

Они анализируют потребности и их влияние на мотивацию человека.


Тории процесса мотивации.

Эти теории изучают механизм удовлетворения потребностей и поведение людей с учетом восприятия ими ситуаций.

Из содержательных теорий наиболее признанной является теория А. Маслоу, которая утверждает, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. При этом потребности формируют иерархию, в которой любая потребность становится мотиватором после того, как низшая из иерархии потребностей будет удовлетворена.

Теория мотивации К. Альдефера выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста. Альдефер считает, что в отличие от теории Маслоу, движение от потребности к потребности идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворяется потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Теории мотивации МакКлелланда утверждает, что людей мотивируют потребности высших уровней: власти, достижения и причастности.

Согласно теории Ф. Герцберга, так называемые «факторы здоровья»( заработная плата, условия и режим работы, межличностные отношения) создают у человека лишь чувства наличия или отсутствия неудовлетворенности работой и не относятся к мотивирующим факторам. Мотивация человека должна обеспечиваться такими факторами, как достижение, признание, продвижение работника по службе и т.п.

Сущность теории справедливости заключается в том, что работник сравнивает полученное вознаграждение с усилиями, затраченными не достижение результата, и с вознаграждением других работников. Если работник считает вознаграждение несправедливым, то он снижает результативность труда.

Согласно теории ожидания, наиболее эффективная мотивация достигается тогда, когда люди верят, что их усилия позволят им достичь цели и приведут к получению соответствующего результата и вознаграждения.

Концепция партисипативного управления исходит из того, что человек работает с большой отдачей, лучше, более производительно, если он принимает участие в выработке решений и другой внутриорганизационной деятельности.

Данные теории помогает осуществлять мотивирование деятельности работников на достижение желаемых результатов.

О направлениях совершенствования мотивации труда работников потребительской кооперации, в соответствии с «Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года».

Создание условий для карьерного роста в соответствии с профессиональными интересами работника, уровнем профессиональной подготовки, индивидуальными способностями и предпочтениями.
Содействие в обеспечении потребностей в жилье.
Создание условий для повышения оплаты высоко результативного труда.
Развитие социального обеспечения работников.
Развитие методов нематериального стимулирования работников, включая конкурсы, нематериальные награды, освещение успехов и достижений работников потребительской кооперации в средствах массовой информации и иные формы морального поощрения.
Обеспечение непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обучения персонала внутри организаций в течение всего периода профессиональной деятельности; использование современных форм обучения таких как дистанционное, модульное и другие.
Анализ потребностей организаций потребительской кооперации в кадровом обеспечении и формирование заказов на обучение работников в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в том числе в образовательных организациях системы потребительской кооперации.
Практическое обучение кадров в организациях потребительской кооперации, развитие наставничества и стажировок.
Углубление профессиональной ориентации молодёжи, особенно в сельской местности, с целью повышения информированности о возможностях обучения и карьеры в системе потребительской кооперации, создание позитивного образа работника потребительской кооперации.   Развитие программ социальной поддержки работников потребительской кооперации, пайщиков, населения.
Повышение практической роли профсоюзных организаций потребительской кооперации по защите социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов работников, развитие взаимодействия с органами государственной власти для получения работниками потребительской кооперации прав на дополнительные льготы, в том числе льготы в связи с присвоением почётного звания «Ветеран труда», повышение статуса звания «Ветеран потребительской кооперации».
Создание достойных условий труда и отдыха работников, повышение жизни и социальной защищённости работников потребительской кооперации, в том числе во взаимодействии с негосударственными пенсионными фондами, развитие на программной основе системы дополнительных мер социальной защиты в связи с уходом на пенсию.
Развитие и совершенствование социального партнёрства, основанного на учёте интересов работников и работодателей и осуществляемого в форме коллективных договоров и соглашений.

Повышение роли ветеранских организаций потребительской кооперации в социальном обеспечении ветеранов.


Информация в процессе управления, ее виды, требования, предъявляемые к ней. «Информационное поле специалиста». Совершенствование информационного обеспечения управленческой деятельности согласно с «Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года».

Управление как информационный процесс – это обмен информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой. Содержание информационных сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых решений. Так, для разработки и принятия любого управленческого решения, а так же для организации его исполнения необходима информация. Количество и качество информации оказывают влияние на распределение функций между работниками аппарата управления и структуру управления. Информация используется в различных областях научных знаний. И поэтому имеет множество определений.

Два основных:

Информация – это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью компьютеров, интернет и т.д.)

Информация – это совокупность различных сообщений об изменениях в организации и окружающей ее среде, используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

Информационное обеспечение менеджмента – это обеспечение аппарата управления сведениями о состоянии и динамике развития организации, ее подразделений, необходимыми для подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Информация служит так же основой для отчетов, докладов, сообщений, предложений. Особую роль она играет в прогнозировании сценариев развития внешней среды организации и выработке стратегии.

Информация оценивается как ресурс организации, который по мере развития научно-технического процесса приобретает все большее значение. Информация используется во всех сферах деятельности человека и имеет множество классификаций по тому или иному признаку.

Информация характеризуется по различным признакам:

Внешняя информация – это информация, поступающая от различных организаций. Она в свою очередь подразделяется на входящую и исходящую.

Входящая информация – это сведения, поступающие в организацию (например, документы, сопровождающие комплектующие изделия, предложения о сотрудничестве и так далее).

Исходящая информация – это информация, отправленная организацией во внешнюю среду (например, заявки на поставки товаров, исковые требования покупателям продукции о невыполнении условий договора и тому подобное).

Внутренняя информация – это информация, циркулирующая между подразделениями организации (например, отчеты о выполнении планов, данные об отгрузке товаров, заявки в отдел снабжения и так далее).

По роли и назначению в процессе управления можно выделить следующие виды информации: директивную, нормативную, распорядительную, аналитическую, плановую, прогнозную, учетную, контрольную.

Количество перерабатываемой информации является одним из критериев загруженности управленческих работников, поэтому очень важно, чтобы менеджеру поступала только та информация, которая ему необходима для исполнения служебных обязанностей.

Для принятия своевременных решений менеджеру необходима, прежде всего, качественная информация, определяемая следующими признаками:

- Достоверность

- Своевременность

- Краткость

- Комплектность (необходимо представлять весь комплекс информации, требуемой для принятия решений)

- Уместность

- Ценность и полезность

В последние годы получили развитие информационно-управленческие системы. Они являются одним из важнейших условий успешного функционирования аппарата управления и организации в целом.

Информационно-управленческие системы – это совокупность информационно-технических средств, информационных процессов и каналов для переработки и передачи информации. В крупных организациях созданы и эффективно функционируют информационные системы, обслуживающие процесс анализа деятельности отдельных или всех подразделений за тот или иной период времени, подготовки и принятия управленческих решений.

В настоящее время информационно-управленческие системы функционируют на базе современной техники, программного обеспечения и информационных технологий передачи сообщений. Все это создаёт хорошие предпосылки для совершенствования коммуникаций.

Коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. В то же время коммуникации – это способ получения информации, на основе которой руководитель принимает решения и организует их выполнение. Обмен информацией – это важная часть управленческой деятельности.

Основными элементами процесса коммуникаций являются:

Отправитель – человек генерирующий идеи и передающий их;

Сообщение – текстовая или закодированная информация;

Канал – средство передачи информации;

Получатель – человек, которому отправитель адресует передаваемое сообщение.

Технологически коммуникации представляют собой совокупность взаимосвязанных процедур или этапов движения информации:

Зарождение идеи и формулирования сообщения;

Выбор канала связи и кодирование информации;

Передача сообщения;

Декодирование сообщения и восприятие информации;

Формулирование ответа отправителю;

Передача ответа.

Зарождение идеи заключается в обдумывании и формулировании идеи, сообщения, которые будут предметом обмена. Источниками идей является информация (например, планы, отчеты, норматив).

Для отправления сообщения необходимо выбрать канал связи и закодировать информацию.

Передача сообщения – это физическое использование выюранного канала для доставки сообщения.

Декодирование информации – это перевод символов отправителя в мысли получателя.

5-6. При коммуникации очень важной является обратная связь, то есть ответ отправителю в виде реакции на то, что услышано, прочитано или увидено. Хорошо отработанная система обратной связи способствует совершенствованию межличностного обмена.

Коммуникации подразделяются на:

Внутренние (внутри организации);

Внешние (с внешней средой).

В зависимости от направления циркуляции информации различают следующие коммуникации:

Нисходящие (сверху вниз)

Восходящие (снизу вверх)

Горизонтальные.

Коммуникации, которые определяются уставом организации или официальными правилами, называются официальной или формальной организационной коммуникацией.

В организации так же присутствуют и неформальные коммуникации, которые возникают из-за желания работников знать ту информацию, которую они не получают по официальным каналам.

Неформальная коммуникация – это информация, передаваемая по каналам распространения слухов. Например, это может быть информация о предстоящем сокращении; о наказаниях за опоздания; об изменении в структуре организации; о конфликтах в организации и так далее.

Вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования информации и решений, предназначенных к передаче. Однако в коммуникациях используются и другие символы.

Невербальная коммуникация (несловесная) – это коммуникация, осуществляемая на основе жестов, интонаций и тому подобное.

Невербальные коммуникации часто носят бессознательную основу и свидетельствуют об эмоциях участника коммуникационного процесса. Жесты, позы, выражения лица и тому подобное являются образцами культуры, в которой воспитывался человек. Определенные жесты отражают также этику поведения.


Вам как менеджеру по персоналу, поручили дать отзыв о работе одного из специалистов отдела. Определенное время Вы присматриваетесь к этому работнику и устанавливаете, что у сотрудника хорошие способности, однако в некоторых случаях он не справляется с работой, что дает повод для его критики. Вы приглашаете его к себе, чтобы поговорить с ним об этом.


Назовите основные правила критики. Покажите, как вы построите данную беседу.


В практической деятельности организаций и предприятий принимается множество разнообразных решений. Объясните: какие из предложенных ситуаций требуют индивидуального или группового метода принятия решений:

1)строительство нового предприятия;

2)предоставление работнику очередного отпуска;

3)распределение прибыли по итогам года;

4)назначение на должность менеджера;

5)разработка бизнес-плана на планируемый год;

6)выход на новые рынки;

7)направление сотрудника на курсы повышения квалификации;

8) разработка стратегии предприятия.

Назовите преимущества и недостатки индивидуального и коллективного методов принятия решений.