Реферат: Цель и задачи преподавания дисциплины - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Цель и задачи преподавания дисциплины

Остальные рефераты » Цель и задачи преподавания дисциплины
Введение в языкознание

Цель и задачи преподавания дисциплины

Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с основными сведениями о языке, важнейшими понятиями и терминами лингвистики, с методами исследования языка и современным уровнем развития теории.

Одна из основных целей курса – подготовка студентов к изучению всех других языковедческих дисциплин, изучаемых на филологическом факультете – определяет и его главные задачи. В число этих задач входит, во-первых, овладение основами лингвистического анализа языковых единиц, основами фонетического, лексикологического, словообразовательного, морфологического и синтаксического классифицирования. Во-вторых, формирование осмысленного подхода к оценке языковых явлений и фактов. В-третьих, курс призван дать студентам вполне определенную совокупность сведений о всех сторонах языка как системы и вооружить их понятиями и терминами, необходимыми при изучении любой лингвистической дисциплины. В-четвертых, способствовать развитию творческого подхода к усвоению лингвистических знаний, а также привить навыки самостоятельной работы.


Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Введение в языкознание» является первым в системе методологических языковедческих дисциплин, которые изучаются на филологическом факультете педагогического университета. Он знакомит студентов с полученными наукой сведениями о языке - с его общественной сущностью, его строением и функционированием, изменением и развитием, знакомит студентов с основными понятиями и терминами языкознания, расширяет их языковедческий кругозор.

«Введение в языкознание» является вводным курсом, вводным для всех других дисциплин языковедческого цикла, он вводит студентов в изучение старославянского языка, русской диалектологии, исторической грамматики русского языка, фонетики, лексики и грамматики современного русского литературного языка и др.


Содержание дисциплины "Введение в языкознание"

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (20)


Тема лекции Кол-во часов
1 2 3

1.


Введение

Сущность языка.

1 ч.


2.

Происхождение языка.

Язык как историческая категория.

1 ч.


3.

Интеграция и дифференциация языков.

Социальные типы языков.

2 ч.


4. Литературный язык. 2 ч.
5.

Фонетика. Звуки речи. Акустические и артикуляционные характеристики звуков речи.

Классификация звуков речи.

1 ч.


6.

Звуковое членение речи.

Ударение. Интонация.

Взаимодействие звуков в речевом потоке.

Понятие о фонеме.


2 ч.


7.

История письма.

Лексикология. Слово как основная единица языка.

2 ч.


8.

Многозначность и омонимия.

Фразеология.

2 ч.


9. Словарный состав языка. 2 ч.
10.

Этимология.

Основные типы словарей.

Грамматика.

Грамматический строй языка.

Грамматическое значение.

1 ч.


11.

Словообразование.

Форма слова.

Способы и средства выражения грамматических значений.

1 ч.


12.

Грамматическая категория.

Словосочетание и предложение.

2 ч.
13.

Части речи.

Классификация языков.

1 ч.

Практические занятия, их содержание, объем в часах (16)


Тема занятия Кол-во часов
1 2 3

1.


Лингвистичес-кая карта мира

Транскрипция.


2 часа


2. Классификация звуков.

1 час

3. Чередование звуков. 1 час
4. Понятие о фонеме

2 часа

5. Обобщающее занятие по фонетике. Контрольная работа.

2 часа

6. Слово. Значение слова. 1 часа
7. Многозначность 1 часа
8. Омонимия. Фразеология. 1 часа
9. Словарный состав языка. 2 часа
10.

Слово в грамматике.

Контрольная работа

1час
11. Грамматическая форма и категория. 1час
12 Словосочетание. Предложение. 1час

Учебно-методические материалы по курсу

Основная литература

Учебники

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967; М., 1996 (или любое другое издание)

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. 4-е изд., испр. и доп. М., 1983.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979

Словари и справочники

Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

БЭС Языкознание / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976; М., 2001 (или любое другое издание).

Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е ид. М., 1969 (или любое другое издание).


Дополнительная литература


Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982.

Брагина А.А. Русское слово в языках мира. М., 1978.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1982.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. М., 1998.

Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984.

Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1981.

Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. М., 1989.

Иванова И.Н., Шустрова Л.В. Основы языкознания. Учеб. пособие для учащихся ст. классов. М., 1995.

Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1975.

Кондратов А.М. Книга о букве. М. М., 1975.

Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 1980.

Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М., 1973.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996.

Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М., 1978.

Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979.

Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1997.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (любое издание).

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.

Пособия, методические указания и материалы,
используемые в учебном процессе


Учебные пособия и методические указания

Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введение в языкознание». М., 1976.

Калабина С.Н. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1976. (и посл. изд.)

Перетрухин В.Н. Введенение в языкознание. Руководство к работе над курсом. М.. 1984.

Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983.

Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1998.

Доронина Н.И. Введение в языкознание: Рабочая программа и методические рекомендации для студентов заочного отделения филологического факультета. 2-е изд., дополненное. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. – 65 с.


Учебные словари

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1968.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978.

Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (любое издание)

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М., 1985.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь (любое издание)

Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова М., 1986 (можно использовать любой другой фразеологический словарь)

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961 (или другое издание).

Русский ассоциативный словарь. Книга 1. Прямой

Частотный словарь русского языка / ред. Л.Н. Засорина. М., 1977.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект / Авт. Ю.Д. Апресян, О.Ю. Богуславская, И.Б. Левонтина, Е.В. Урынсон. М., 1995.

Русский ассоциативный словарь. Кн. 1, Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 1 / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. М., 1984.

Русский ассоциативный словарь. Кн. 2, Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассициативный тезуарус современного русского языка. Часть 1 / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфинцева, Г.А. Черкасова. М., 1984.

Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.

Словарь образных выражений русского языка / ред. В.Н. Телия. М., 1995.


Самостоятельная работа студентов,
её содержание, объем в часах и формы контроля

темы

Наименование основных вопросов

Номера учебных и методических пособий

Часы

Формы контроля


Сущность языка. Социальная природа языка. Основные функции языка. Соотношение языка и речи.

1: § 4; 2: гл. 1, А, 1; 4: гл 1, §1, гл. 2, § 8

5 – 9.

2 Опрос на практическом занятии, контрольные задания.

Система и структура языка. Основные единицы языка Уровнеобразующие отношения в системе языка (синтагматические, парадигматические, иерархические).

1: § 1 – 6; 2: гл. 1; 4: гл 1, §1, гл. 2, § 8

5 – 9.

2 Опрос на практическом занятии, контрольные задания.

Язык как знаковая система. Специфика языка как знаковой системы. Структура языкового знака. Свойства языкового знака. Вопрос о знаковости лингвистических единиц.

1: § 3; 2: гл. 1; Б, §§ 1 – 3; 4: гл. 2

5 – 9.

2 Опрос на практическом занятии

Язык и мышление. Виды и формы мышления. Связь языка и мышления в системе языковых значений.

1: гл. 1; 2: гл. 1; 4: гл. 2

5 – 9.

2 Опрос на практическом занятии, конспекты

Литературный язык и его стили. Соотношение устной и письменной речи.


1: гл. 7, §§ 87 - 92; 2: гл. 5, § 1; 4: гл. 4, §§ 13 – 17, гл. 5, § 20 - 23

5 – 9.

1 Опрос на практическом занятии, контрольные задания, рефераты

Территориальная дифференциация языка.

1: гл. 7, §§ 87 - 92; 2: гл. 5, § 1; 4: гл. 4, §§ 13 – 17, гл. 5, § 20 - 23

5 – 9.

2 Опрос на практическом занятии, контрольные задания, рефераты

Социальная дифференциация языка.

1: гл. 7, §§ 87 - 92; 2: гл. 5, § 1; 4: гл. 4, §§ 13 – 17, гл. 5, § 20 - 23

5 – 9.

1 Опрос на практическом занятии, контрольные задания, рефераты

Историческое развитие языка. Язык рода, племени, народности, нации. Языки международного общения.

1: гл. 7; 2: гл. 5, § 1, § 5; 4: гл. 3.

5 – 9.

2 Конспекты по теме

Происхождение языка


1: гл. 7, § 81; 2: гл. 5, § 1; 4: гл. 3.

5 – 9. 14; 15; 29; 30.

2 Конспекты по теме, рефераты

Основные вопросы фонетики. Фонетическое членение речи. Фраза, такт, слог, звук. Интонация и ее элементы. Ударение и его виды. Виды слогов.

1: гл. 3, § 32; 2: гл. 2, § 7 - 8; 4: гл. 6, § 26.

5 – 9.

2 Проверка на практическом занятии.

Основные вопросы фонетики. Письмо. Типы письма в современном мире. Алфавит. Графика.

1: гл. 5; 2: гл. 7; 4: гл. 7.

5 – 9.

14; 16; 19; 20; 27

2 Конспекты, рефераты

Основные вопросы лексикологии.

Активный и пассивный словарный запас языка и человека.


1: гл. 2; 2: гл. 3; 4: гл. 5, § 32.

5 – 9.

11; 12, 16; 17; 19; 21; 24; 28; 47 - 51.

2 Упражнения на практическом занятии

Этимология научная и народная. Деэтимологизация.


1: гл. 2, § 19; 2: гл. 3, § 6.

5 – 9.

11; 12, 16; 17; 19; 21; 24; 28; 45 - 51.

2 Упражнения на практическом занятии

Лингвистическая лексикография.

1: гл. 2, § 25; 2: гл. 3, § 8; 4: гл. 8, § 37.

5 – 9; 37 – 52.

2 Проверка на практическом занятии

Основные вопросы грамматики.

Морфемика. Морфема как минимальная значимая единица языка. Классификация морфем: по месту в слове, по функции, по семантике.

1: гл. 1, § 2 - 3; 2: гл. 4, § 2 – 3; 4: гл. 9, § 39, § 41.

5 – 9.

2 Опрос, задания на практическом занятии

Словообразование. Производные и непроизводные слова. Словообразовательный формант. Словообразовательный тип и словообразовательное значение. Способы словообразования.

2: гл. 4, § 3; 4: гл. 9, § 41.

5 – 9.

42; 43

2 Опрос, задания на практическом занятии

Морфология. Переходность частей речи.


1: гл. 4, § 58; 2: гл. 4, § 4; 4: гл. 9, § 43.

5 – 9.

2 Опрос, задания на практическом занятии

Предложение и текст. Актуальное членение предложения.


1: гл. 4, § 67; 2: гл. 4, § 5; 4: гл. 9, § 44.

5 – 9.

2 Опрос, задания на практическом занятии

Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Типологическая классификация языков.

1: гл. 6; 2: гл. 6; 4: гл. 10.

5 – 9.

2 Конспекты, рефераты