Короткова М. В., Студеникин М. Т.
Произошедший
пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от
всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям
в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс:
цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей,
стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного
процесса.
Эту
тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии
с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается
как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После
вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные
факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных
способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются
пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области
психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей
учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к
предмету.
Лишь
с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны
отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность
учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению
теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных
источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в
процессе обучения.
Эти
схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны
овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В
частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса
обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание
учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически
грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические
подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и
умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.
В
целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:
-
выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и
возраста;
-
конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;
-
ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на
разных этапах;
-
отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами
обучения, познавательными возможностями учащихся;
-
соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;
-
разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;
-
применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
-
предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою
педагогическую деятельность.
Центральное
место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя.
Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся,
педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и
умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также
хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.
Структурно
книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции — это схемы и
таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении
даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы
к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому
себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного
и высокоэффективного урока истории.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта portal-slovo/
Другие работы по теме:
Современное состояние и перспектива развития полупроводниковых приборов для электрооборудования
8. промышленности. Полупроводниковые приборы силовой электроники – важнейшая элементная база энергосберегающего преобразовательного оборудования. Они выполняют функции мощных электронных управляемых ключей для коммутации тока в схемах преобразования электрической энергии (выпрямление, инвертирование, регулирование переменного и постоянного токов, стабилизация питающих сетей, защита от перенапряжений и т.п.).
Построение потенциальной диаграммы
Порядок сборки заданной электрической цепи, методика измерения потенциалов всех точек данной цепи. Определение силы тока по закону Ома, его направления в схемах. Построение для каждой схемы потенциальной диаграммы по соответствующим данным расчета.
Принципы обучения
Принцип научности. Принцип системности. Принцип доступности. Принцип прочности обучения.
Исследование интересов школьника ДДО Е.А. Климова
Исследование интересов школьника (ДДО Е.А. Климова) Оснащение опыта. Дифференциально-диагностический опросник и лист ответов Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется ДДО. В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
Тема Кол-во страниц
Психолингвистическая характеристика чтения как одного из видов речевой деятельности
Выпускная
Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»
«Геометрическая прогрессия»
Научно-методические основы технологии обучения на основе организации самостоятельной учебной деятельность учащихся в обучении математике
Уфимцева Н. М. Моу сош 7 Копейск
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения (СО) и его структуры
Умк по практическим
Умк по дисциплине «Методология и методика научного педагогического исследования»
Тема Кол-во страниц
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка в старших классах средней школы
Тема Кол-во страниц
Игровая деятельность в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры
«Вильямс»
Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах: Учебное пособие. М.: Инфра-м,2002. С. 110
Оценка качества труда
Оценка качества труда на примере работы функциональных и линейных органов организации с использованием комплексного показателя - индекса дефектности.
Сочинение по рассказу И. С. Тургенева Бежин луг
Автор: Тургенев И.С. «Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника». Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.
Конец династии Рюриковичей
Уральский институт бизнеса Предмет: « ИСТОРИЯ» Доклад на тему: «КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ» Выполнила: Судентка 1 курса группы д – 108 Венера Басырова
Преподавание истории в школе
(ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал, выходит с 1916 г. В 1920-е гг. не издавался, в 1934 г. издание возобновлено.
Первая Священная война
Первая Священная война Первая Священная война (около 595-583 до н. э.) была вызвана намерением гавани Кирры, расположенной неподалеку от Дельф, взимать пошлины с посещающих Дельфы паломников, что нарушало священные права граждан на свободное посещение святилища. Дельфы были поддержаны Афинами во главе с Солоном.
История развития вычислительной техники 2 2
Text Text 1953-1955. IBM 604, IBM 608, IBM 702 1953-1955. IBM 604, IBM 608, IBM 702 1965-1966. БЭСМ-6 60 000 транзисторов 200 000 диодов 1 млн. операций в секунду память – магнитная лента, магнитный барабан работали дл 90-х гг. Graphics
Павсаний
Павсаний (2 в. н.э.), древнегреческий путешественник и писатель, автор обстоятельного Описания Эллады, или Путешествия по Элладе.