Реферат: Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Автор-составитель - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Автор-составитель

Остальные рефераты » Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Автор-составитель
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

Кафедра философии


Методические рекомендации по дисциплине

«Психолого-педагогические методы исследования»

Автор-составитель: Юркина Л.В.

Москва 2008


Содержание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова 1

Автор-составитель: 1

Юркина Л.В. 1

1. Выписка из рабочего плана 2007-08 г. 3

2.Программа лекционного курса 4

3. Организация подготовки к семинарским занятиям 6

4. Организация самостоятельной работы студентов 10

5. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу 10

6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по курсу «Методы психолого-педагогического исследования» 15

7. Организация индивидуальной работы со студентами 17

8. Тесты по дисциплине «Методы психолого-педагогических исследований» 18

9. Критерии оценки студентов на зачете 29

10. Примерные вопросы к зачету и РКМ 29

1. Выписка из рабочего плана 2007-08 г.

Распределение учебной нагрузки

Объем

 Вид

по неделям семестра

час


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ауд

общ

10. л.

ДНМ.ВП.02. Методы психолого-педагогических исследований

Зач.


лек


2

2

2

2

2

2














12


сем


2

2

2

2

2

2














12


ирс








2













2


срс


7

7

7

7

7

7

7













49
























75

ркм:




кр


кр

















кр




2


2


















Учебная дисциплина «Методы психологических и педагогических исследований» является обязательной дисциплиной общеобразовательной подготовки студентов по специальности «химия» на 1-ом образовательном уровне магистратуры МИТХТ. Студенты изучают ее в летнем семестре 5 курса. Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы, из них 1 з.е . приходится на аудиторные занятия. Аудиторные занятия включают лекции, семинарские занятия и индивидуальную работу под контролем преподавателя. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Курс «Методы психологических и педагогических исследований» является базовым для понимания вопросов научных исследований в психологии и педагогике. Курс включает в себя изучение особенностей научного познания в гуманитарных областях, а также методологию научных исследований в психологии и педагогике. Уровень образовательной программы (дидактические единицы) отвечают требованиям государственного образовательного стандарта.

Цель данной программы – обеспечить необходимый объем знаний о научных исследованиях в области психологии и педагогики, их задачах и методах, помочь выработать целостное представление о способах и формах научного познания.

2.Программа лекционного курса

Лекция 1. Методы научных исследований в гуманитарном знании

Научный метод его виды и особенности применения в гуманитарном знании. Понятие гипотезы. Этапы научного исследования. План научного отчета.

Литература

Основная: [2] стр.49-53. [3] [4] стр. 4-9

Дополнительная: [1] [2] стр. 103-118

Лекция 2. Методология научного познания.

Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии.

Литература

Основная: [2] стр. 53-60 [3] [4] стр. 10-13

Дополнительная: [1] [2] стр. 15-41

Лекция 3. Методы психологических исследований.

Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки.

Литература

Основная: [1] стр. 28-37, стр.132-157. [3] [4] стр. 14-23

Дополнительная: [1] [2] стр. 43-57

Лекция 4. Предмет и методы современных психологических исследований.

Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании

Литература

Основная: [1] стр. 264-281. [3] [4] стр. 14-23

Дополнительная: [1] [2]ст. 59-98

Лекция 5. Методы психологических исследований.

Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания.

Литература

Основная: [1] стр. 233-264. [3] [4] стр. 23-31

Дополнительная: [1] [2] стр. 43-57.

Лекция 6. Педагогика в системе научного познания.

Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук

Литература

Основная: [2] стр.53-63. [3] [4] стр. 32-46

Дополнительная: [1]

Список литературы:

Основная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Дополнительная:

Денис Кун. Основы психологии. М.Олма-пресс. 2002.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005



3. Организация подготовки к семинарским занятиям

В организацию самостоятельной работы входит, также подготовка докладов к семинарским занятиям. Ниже приводятся ориентировочные темы докладов к семинарским занятиям. Требования к докладу:

Тема доклада выбирается до семинара и согласовывается с преподавателем.

Студент может предложить собственную тему, если она совпадает с рассматриваемой на семинаре проблемой.

Время, отведенное на рассказ доклада группе - 7-10 минут.

Докладчик рассматривает понятийный аппарат предложенного исследования: проблема, цель, раскрывающие ее задачи, объект, предмет и субъект исследования. Далее докладчик излагает проблему, решение предложенное в статье, и свое отношение к проблеме.

В процессе доклада можно пользоваться тезисами, но не в коем случае не зачитывать текст.

Доклад оценивается по степени интереса, проявленного аудиторией и по количеству возникших вопросов и сообщений.(5-7 баллов).

В 2-3 балла оценивается проблемный вопрос к докладчику.

Темы докладов приведены по источнику: Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.


Семинар 2.Методология, методы и методики научных исследований в гуманитарном знании.

Научный метод его особенности применения в гуманитарном знании. Этапы проведения научного исследования. Составление плана научного отчета.

Методические указания преподавателя: цели, задачи и правила работы на семинарских занятиях.

Знакомство с планом семинарских занятий. Распределение тематики докладов.

Получение методических пособий [4].


Темы докладов:

Руководство по разумному потреблению научной информации. М. Лафрас

О психологии прогнозирования. Д. Канеман.

Некоторые мысли об этике научных исследований: после прочтения статьи Милграма. Д. Бауминд.

Проблемы исследования подчинения: Ответ Бауминд. Стенли Милграм.


Семинар 3. Методология научного познания. Соотношение веры и реальности в научном знании

Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии.

Входной контроль: основы научного познания (20 минут).

Устный анализ вопросов входного контроля.

Получение методических пособий [4].

Заслушивание сообщений студентов.

Подготовка к контрольной работе по лекции 1.


Темы докладов:

Практическое применение принципов изменения установок и поведения. Ф.Зимбардо.

Когда пророчество исполняется. Л.Фестингер.

Когда вера создает реальность: самоподтверждающееся влияние первых впечатлений на социальное взаимодействие. М.Снайдер.

Невербальные способы передачи самоисполняющихся пророчеств при межрасовом взаимодействии. К. Уорд.


Семинар 4.Методы психологических исследований в сфере социального влияния

Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки.

Контрольная работа (30 минут)

Получение методических пособий [4].

Заслушивание сообщений студентов

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3;


Темы докладов:

Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. С.Аш.

Огруппление мышления. Ирвин.Л.Дженис.

Зависимость реакций на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральный и периферический пути Р.Э.Петти.

Третья волна. Р. Джонс.


Семинар 5. Методы современных психологических исследований.

Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания.

Получение методических пособий [4]

Заслушивание сообщений студентов.

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3-4;

Подготовка к контрольной работе.


Темы докладов:

Опыт городской жизни. С. Милграм

Стенфордский тюремный эксперимент. Ф.Зимбардо.

Ярлыки старения. Д.Родин.

Социальные роли, социальный контроль и искажение в процессах социального восприятия. Ли Д. Росс.

Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии причин поведения.

Эдвард Э.Джонс.


Семинар 6. Предмет, методы и методики современных психологических исследований.

Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании.

Контрольная работа (30 минут)

Получение методических пособий [4].

Заслушивание сообщений студентов.

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 4-5;

подготовка к входному контролю


Темы докладов:

Полицейские опознания как эксперименты. Г.Уэллис.

Социальное познание и здоровье. Ш. Тейлор.

Гендерные различия в восприятии привлекательности мужчин и женщин. Б. Глэдью.

Влияние хорошего настроения на оказание помощи. Э.Айзен.


Семинар 7. Педагогика в системе научного познания.

Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук.

Входной контроль: основные понятия педагогических исследований (20 минут).

Получение методических пособий [4].

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции №5-6 ;

подготовка к зачету.


Защита проектов см. п.5.


4. Организация самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология и педагогика» в объеме, определенном рабочим планом, является обязательным видом деятельности в процессе изучения ими элективной дисциплины. Методика организации самостоятельной работы зависит от особенностей подготовки специалистов по конкретным специальностям. Опыт системной организации самостоятельной работы студентов позволяет выделить в ней в качестве обязательных условий: тему и ее ключевые вопросы, цель их самостоятельного изучения, подлежащие усвоению базовые понятия, задания для самостоятельной работы и перечень основных литературных источников, а также выполнение упражнений в операциях с базовыми понятиями с целью самоконтроля.

5. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу

ТЕМА 1. Методы научных исследований в гуманитарном знании.

Научный метод его особенности применения в гуманитарном знании. Этапы провеждения научного исследования. Составление плана научного отчета.


Литература

Обязательная:

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Дополнительная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005


Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 1;


ТЕМА 2. Методология научного познания.

Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии.


Литература

Обязательная:

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.

Дополнительная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005


Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 2. подготовка к контрольной работе по лекции 1,2.


ТЕМА 3. Методы психологических исследований.

Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки.


Литература

Обязательная:

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.


Дополнительная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005


Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3;


ТЕМА 4. Методы психологических исследований.

Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания.


Литература

Обязательная:

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.


Дополнительная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005


Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3-4;

Подготовка к контрольной работе.


ТЕМА 5. Предмет и методы современных психологических исследований.

Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании.


Литература

Обязательная:

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006

Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.


Дополнительная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005


Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 4-5;

Подготовка к входному контролю

Подготовка проектных заданий


ТЕМА 6. Педагогика в системе научного познания.

Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук.


Литература

Обязательная:

Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Дополнительная:

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005


Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции №5-6;

Подготовка к зачету.


6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по курсу «Методы психолого-педагогического исследования»

В течение семестра самостоятельно конструируют проектное занятие или серию занятий для учащихся школ, техникумов или студентов вузов, по выбору автора проекта.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (что получится в результате)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. (сколько человек может быть задействовано в проекте)

4. Структурирование содержательной части проекта (разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа).

5. Отчет по проектному заданию предусматривает определенную последовательность действий:

- формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов. Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислушиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой:

1) просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу;

2) ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения;

3) обращение внимания на возможность применения методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы;

4) пересмотр известных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии. Определившись с темой, становится возможно уяснить, в чём заключаются цель, конкретные задачи данного проекта.

- разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности, и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют оценить степень владения проблемой.

Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

- работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

- оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.


Направления для разработки исследовательских проектов:

Экологические проблемы

Проблемы химии

Проблемы физики

Проблемы биологии

Социальные проблемы

Проблемы психологии

Проблемы преподавания

Проблемы воспитания

Проблемы математики


7. Организация индивидуальной работы со студентами

Организация индивидуальной работы со студентами по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» представляет собой подготовку к зачету. Зачет охватывает целый круг вопросов (см. вопросы к РКМ) – рассмотренных на лекциях, на семинарских занятиях и в процессе самостоятельных занятий по данной программе.


8. Тесты по дисциплине «Методы психолого-педагогических исследований»

1. К требованиям, предъявляемым к научному знанию, не относят:

Объективность;

Обобщенность;

Убедительность;

Надежность;

Возможность трансляции знаний;

Валидность;


Безусловная, повторяющаяся связь явлений и событий – это

Закон;

Закономерность;

Принцип;

Метод исследования;


Устойчивая, повторяющаяся, но условная связь явлений и событий – это:

Закон;

Закономерность;

Принцип;

Метод исследования;


Выберите правильную последовательность действий:

Возможность прогнозирования явлений и событий; выявление проблемы исследования; выделение закономерностей; сбор и обобщение информации; проверка полученных закономерностей практикой;

выявление проблемы исследования; сбор и обобщение информации; выделение закономерностей; проверка полученных закономерностей практикой; возможность прогнозирования явлений и событий;

сбор и обобщение информации; выявление проблемы исследования; выделение закономерностей; проверка полученных закономерностей практикой; проверка полученных закономерностей практикой; возможность прогнозирования явлений и событий;


Наука как социальный институт это:

Непосредственно научные исследования, процесс получения обобщенной достоверной, объективной и транслируемой информации;

Научные знания, система представлений о мире;

Система ценностей, норм, правил, принципов, начало организующее членов общества в систему отношений, ролей, статусов;


Способ познания мира основанный на чувственном переживании:

Наука;

Искусство;

Религия;


Явления, события их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы и зарегистрированы – это:

Аргумент;

Факт;

Понятие;

Положение;


8. Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений – это:

Аргумент;

Факт;

Понятие;

Положение;


9.Положение истинность или ложность, которого требуется доказать – это:

Аргумент;

Факт;

Понятие;

Тезис;


10.Научное утверждение – сформулированная мысль – это:

Аргумент;

Факт;

Понятие;

Положение;


11.Выберите правильную последовательность понятий:

Методология, методика, метод;

Методика, метод, методология;

Методология, метод, методика;


12. К теоретическим методам научного познания не относятся:

Анализ;

Синтез;

Эксперимент;

Дедукция;

Моделирование;


13.Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно:

Принцип взаимодействия и развития;

Принцип детерминизма;

Принцип активности;

Принцип реконструкции;


14.Согласно этому принципу существует некое подобие между наблюдаемыми характеристиками поведения субъекта и характеристиками скрытых психологических структур:

Принцип взаимодействия и развития;

Принцип детерминизма;

Принцип активности;

Принцип реконструкции;


Понятийный аппарат исследования состоит из:

Определения целей предполагаемого исследования;

Формулировки конкретных задач, позволяющих достичь целей исследования;

Определения объекта исследования;

Определение предмета исследования;

Все ответы верны;

Все ответы неверны;


Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения – это:

предмет исследования;

объект исследования;

субъект исследования;


17. Непосредственная модель изучения, находящаяся в границах общей проблемы исследования - это:

предмет исследования;

объект исследования;

субъект исследования;


К естественнонаучным методикам психологического исследования относят:

Энцефалограмма;

Компьютерная томография;

Магнитно-резонансная;

Позитро-эмиссионная томография;

Анализ-литературы;

Моделирование;


19.Исследование, основной целью, которого является построение классификации объектов, событий и явлений – это:

Доэкспериментальное исследование;

Квазиэксперимент;

Эксперимент;


20.Исследования, устанавливающие наличие связи между явлениями и событиями, но не позволяющие установить характер, причину этих связей – это:

Доэкспериментальное исследование;

Квазиэксперимент;

Эксперимент;


21. Тип исследования, который позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных зависимостях – это:

Доэкспериментальное исследование;

Квазиэксперимент;

Эксперимент;


22. Наблюдение, как метод научного исследования отличается от абстрактного созерцания:

Целенаправленностью;

Длительностью;

Фиксацией наблюдаемых явлений и событий;


23. Если наблюдатель является членом группы, за которой ведется наблюдение, то оно носит название:

Стандартизированного;

Естественного;

Лабораторного;

Включенного;

Невключенного;


24. Корреляционное исследование позволяет установить:

Связь между явлениями;

Характер связи между явлениями;

Зафиксировать влияние различных факторов на изучаемое явление, событие;


25.Положительная корреляция показывает что:

При увеличении величины А, увеличивается величина В;

При уменьшении величины А, увеличивается величина В;

При уменьшении величины А, уменьшается величина В;

При увеличении величины А, уменьшается величина В;


26. Для психологического эксперимента характерны:

Положительная гипотеза;

Наличие двух групп: экспериментальной и контрольной;

Возможность установления характера причинно-следственных связей;

Наличие одной группы участников эксперимента;


27. Слепой эксперимент проводят для уменьшения:

Эффекта плацебо;

Эффекта наблюдателя;

Эффекта ореола;


28. Дважды слепой эксперимент проводят для уменьшения:

Эффекта плацебо;

Эффекта наблюдателя;

Эффекта ореола;


29.Для клинического исследования характерна:

Малая достоверность;

Установление связи между явлениями;

Установление характера связи между явлениями;

Малая повторяемость;


30. Анкетирование и интервьюирования это виды исследования:

Анализ документов;

Опрос;

Эксперимент;

Наблюдение;


31. Научно-педагогический эксперимент: …

Опыт гибридизации растений на пришкольном участке;

Опыт проращивания семян фасоли на уроке ботаники;

Опыт работы ученического комитета школы;

Опыт осуществления индивидуального подхода в обучении;

Опыт ускоренного обучения математике под музыку;


32. Наблюдение как метод научного педагогического исследования реализуется, если:

Дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;

Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;

Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;

На экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев;


33. Беседа как метод научно-педагогического исследования реализуется :

Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками;

Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах;

Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу;

Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку;

Беседа классного руководителя о правах и обязанностях школьников;


34. Система педагогических наук – это…

связи педагогики с другими науками;

исследования факторов воспитания и обучения;

дифференцированность исследований;

связи данной науки с другими науками, благодаря которым возникают пограничные научные дисциплины;


35. В раздел общей педагогики не входят: …

история педагогики;

дидактика;

сравнительная педагогика;

теория воспитания;

возрастная педагогика;

школоведение;


36. У педагогической науки существуют несколько функций:

общетеоретическая;

прогностическая;

практическая;

мировоззренческая;

преобразовательная;


37.Основными дисциплинами возрастной педагогики не являются:

коррекционная;

преддошкольная;

дошкольная;

социальная;

андрогогика;


38. Педагогические научные исследования, имеющие своим результатом обобщающие концепции и модели педагогических систем на прогностической основе – это:

Фундаментальные исследования;

Прикладные исследования;

Разработки;


39. Педагогические научные исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса – это:

Фундаментальные исследования;

Прикладные исследования;

Разработки;


40. Педагогические научные исследования, направленные на обобщение конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения – это:

Фундаментальные исследования;

Прикладные исследования;

Разработки;


41. В педагогической науке методы сбора и накопления данных, контроля и измерения, обработки данных, оценивания, изучения и обобщения педагогического опыта, внедрения результатов исследования в педагогическую практику относят к:

Теоретическим методам;

Практическим;


42. К методам сбора и накопления данных относят:

Дедукцию;

Наблюдение;

Анализ документов;

Синтез;


43. К методам контроля и измерения относят:

Дедукцию;

Наблюдение;

Шкалирование;

Синтез;


К методам оценивания относят:

Дедукцию;

Наблюдение;

Педагогический консилиум;

Синтез;


К методам изучения и обобщения педагогического опыта относят:

Дедукцию;

Наблюдение;

Педагогический консилиум;

Изучения документов;


К методам внедрения результатов в практику относят:

Эксперимент;

Наблюдение;

Педагогический консилиум;

Изучения документов;

9. Критерии оценки студентов на зачете

Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если:

1) названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию (1-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию) (41-50 баллов)

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы (31-40 баллов)

3) студент воспроизводит основные положения и понятия, поставленного вопроса, но значительно нарушается логика рассуждений и объяснений (21-30 баллов)

10. Примерные вопросы к зачету и РКМ

Вопросы к 1-ой контрольной работе (примерный вариант)

Понятие метода научного исследования.

Понятие научной методологии.

Особенности применения научного метода в гуманитарном знании.

Порядок планирования и проведения научного исследования.

Вопросы к 2-ой контрольной работе (примерный вариант)

Предмет, задачи и методов педагогики.

Порядок планирования и проведения научного исследования.

Психология в системе научного знания

Психологическое исследование, его методы.


Вопросы к зачету по курсу «Методы психолого-педагогических исследований»

Понятие научного исследования.

Понятие научной методологии.

Представление о методах научных исследований.

Особенности применения научного метода в гуманитарном знании.

Порядок планирования и проведения научного исследования.

Психология в системе научного знания

Психологическое исследование, его методы.

Педагогика в системе научного знания.

Система педагогических наук.

Педагогическое исследование и его методы.