Внутренний мир японских межличностных отношений можно охарактеризовать двумя словами, которые описывают физическую и психологическую дистанцию между индивидуумами: хэдатару и надзиму. Хэдатару означает «отделить одну вещь от другой, установить их отдельно друг от друга». Это слово в применении к межличностным отношениям трактуется как «отдаляться, охлаждать [чувства], встать между [развести кого-либо] или стать причиной разрыва между друзьями». Отношения между двумя людьми без хэдатару означают, что они близки. С другой стороны, надзиму понимается как «привязаться, сблизиться с кем-либо или привыкнуть к кому-либо». Например, если говорят, что студенты «надзиму» к своему учителю, подразумевается, что они привязались к нему и испытывают теплые чувства. Отношения начинаются с хэдатару и затем углубляются через надзиму, и в этом процессе важными считаются три стадии: формирование и поддержание хэдатари (существительное от глагола хэдатару), прохождение через стадию хэдатари и углубление дружбы с помощью надзиму. В выделении значения этих стадий и заключается суть японского подхода к ценностям сдержанности и самоконтроля. В Японии отношения не строятся на усиленном отстаивании чьей-либо собственной точки зрения, они требуют определенного времени, сдержанного отношения и терпения. И как следствие, в японском обществе весьма важно с пониманием относиться к личной отчужденности и использовать ее должным образом, чтобы лучше строить человеческие отношения.
Обратимся к некоторым примерам отношений, построенных на хэдатари.
• В ряде популярных самурайских драм (дзидай гэки), показываемых в вечерних передачах японского телевидения, часто можно видеть преданного слугу, сидящего вместе со своим господином, но на определенном удалении. Таким образом демонстрируется уважение к хозяину и одновременно забота о его безопасности, так как сохраняется дистанция, превышающая длину меча.
• В древней Японии слуг учили следующему изречению: «Сандзяку сагаттэси-нокагэ-о фумадзу» («Держись на расстоянии около 90 сантиметров от хозяина, чтобы не наступить на его тень»). Ключи к изречению: 90 сантиметров и тень, означающие, что приближенные уважают своего господина и не забывают о приличиях. Согласно Холлу (Hall, 1970, с. 169-170), 90 сантиметров — это предел для физического контроля за окружающими или расстояния, на котором можно поддерживать личную беседу. Поэтому сандзяку является наиболее подходящей дистанцией для поддержания субординации с хозяином. Точно так же, наступить на чью-либо тень равносильно посягательству на чей-то внутренний мир. Например, у японских детей популярна игра под названием кагэ-фуми (наступить на тень); чисто символически — это вторжение во внутренний мир другого человека.
• В Японии до последнего времени поддерживался один важный обычай. Женщины демонстрировали покорность своим мужьям, следуя на прогулке на не котором расстоянии позади них. Подобная практика сейчас выглядит архаичной для многих японцев, но американцы, побывавшие в Японии сразу после войны, осуждающе высказывались об этом обычае.
Ученики, сидящие в классе, держатся на расстоянии от учителя, так как они ощущают сильное психологическое отчуждение вследствие разницы в социальном статусе.
Корейский ученый Янг Ким (YangKim) сравнивает японские и корейские приветствия (1981, с. 74): «Японцы могут прекрасно ладить друг а другом, сохраняя при этом дистанцию. Здороваясь, они утверждают, что понимают друг друга, даже когда кланяются в метре друг от друга. С другой стороны, корейцы сразу же трясут друг другу руки, так как они не чувствуют близости, пока не коснутся партнера».
Действительно, поклоны на расстоянии около метра все еще остаются распространенной формой приветствия в Японии и создают видимость близости для людей, одновременно давая понять, что никто не посягает на их собственное «я». Это обязательное сохранение дистанции — важный элемент в манере общения японцев.
Вторая стадия, следующая за созданием дистанции (хэдатари), заключается в прохождении через нее. Это важная промежуточная стадия в переходе от хэдатару к надзиму. На основе примеров из жизни древней и современной Японии можно выделить три основных пути движения через хэдатари. Первый можно проиллюстрировать, обратившись к уже упоминаемым самурайским драмам. Когда господин уверен, что может доверять своему слуге, он говорит «Мосотто тикоёрэ» («Приблизься, подойди ближе»), тем самым подтверждая то, что расстояние между господином и его приближенным определяет суть их отношений. Во-вторых, пригласить кого-либо в свой дом — эффективный способ пройти через хэдатари. Здесь большую роль играют понятия ути (внутри) и сото (снаружи). Ути относится к пространству, определяющему чей-либо внутренний мир; сото— это внешнее окружение. Поэтому человек, приглашенный в чей-то дом, как бы получает разрешение войти во внутренний мир его хозяина. Третий и даже более эффективный путь движения через хэдатари —- это вручение подарков. Японцы верят, что эта традиция сокращает дистанцию между ними, и они преподносят дары, говоря: «О-тикадзуки-но сируси-ни». («В знак знакомства». Буквально — в знак приближения) Короче говоря, хэдатари убирается благодаря подаче сигнала о том, что другие могут приблизиться, или демонстрацией намерения сблизиться путем вручения подарка.
Отношения, в которых отсутствует хэдатари, называют надзиму, и такая дружба может углубляться двумя путями: просто оставаться вместе и становиться ближе друг другу физически. Просто «быть вместе» — концепция, возникшая в незапамятные времена, возможно, из-за высокой плотности населения в Японии. Она вызывает положительные эмоции, так как люди чувствуют, что они не одиноки. В Японии, даже пребывая долгое время в тесном соседстве, люди стараются охранить свою «частную собственность» в этом «скученном мире». Например, «японская семья создает атмосферу внутреннего доверия, просто оставаясь вместе, а не предаваясь разговорам. Каждый член семьи имеет свой внутренний мир, хотя все они и находятся в одной и той же комнате. Они не знают, что другие думают, хотя видят, что они делают» (Hami; цит. по Condon, 1980, с. 369).
Физические действия также играют важную роль в развитии стадии надзиму. Например, чувство единения ощущают люди, сидящие вместе зимой над котацу (жаровня) и греющие ноги (Hall, 1970, с. 208). Горячие источники выполняют такие же функции. Сбрасывание одежды перед совместным купанием в горячей воде требует от японцев освобождения от хэдатари. Многие японцы старшего возраста едут на горячие источники не только для укрепления здоровья, но и для получения своего рода духовного удовольствия. Это хорошее место для бегства от одиночества и соединения в теплой атмосфере с другими людьми, как с частью большого сообщества. Короче говоря, совместное времяпрепровождение и ощущение единства способствуют развитию человеческих взаимоотношений в Японии путем углубления явления надзиму.
Список литературы
Condon J.(C. Kondo, trans.J. Cultural dimensions of communication. Tokyo: Simul Press, 1980.
Hall E. (T. Hidaka, N. Sato, trans. )The hidden dimension. Tokyo: MisuzuShobo, 1970.
Ким Я. Номэн но ёна нихондзин (Японцы под маской Но). Токио: TBS-Buritanika, 1981.
Другие работы по теме:
Синтоизм
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками.
Японская модель делового поведения
Японская модель делового поведения долгое время являлась образцом для управленцев всего мира. Не случайно Япония сумела достичь экономического прогресса в короткие сроки. Таковой она остается и сейчас.
Групповое сознание японцев (Сюдан исики)
В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям.
Концепция японской зависимости (Амаэ)
Амаэ можно приблизительно перевести как «зависимость от благожелательности других». Это «ключевая концепция для понимания личных свойств и особенностей характера японцев».
Японское чувство долга (Гири)
Ключевая концепция, позволяющая понять японскую культуру и определенные особенности поведения японцев, происходящие из их традиционного отношения к моральному долгу и социальным обязательствам, известна как гири.
История японской кухни
В Японии очень своеобразная кухня. Первым переселенцам с континента в глубокой древности пришлось радикально изменить свой образ жизни и вместо мяса перейти на рыбу.
Как нужно здороваться
Сочинение-исследование Приветствие является знаком доверия и достоинства человека. В этикетах разных стран много приветствий. Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, просто слова «здравствуй» и здравствуйте».
Хризантема - любимый цветок японцев
Хризантема – один из самых любимых в Японии цветов. Его выращивают издавна и повсеместно, причем делать это было позволено всем слоям населения – от императора (микадо) до человека-лошади (джинрикши).
Вишневые сады Японии
Цветение сакуры быстротечно, и обычно цветы держатся лишь пару недель, до первого весеннего ливня. Цветы сакуры для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни, а потому были в почете и у самураев, готовых в любой момент отдать жизнь за хозяина.
Веер – долгий путь признания
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Битва за Рабаул
Введение 1 Силы сторон 2 Атака и захват Рабаула 3 Последствия Список литературы Битва за Рабаул Введение Битва за Рабаул — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Новая Британия, одном из меланезийских островов, с 23 января по февраль 1942 года. Это сражение позволило японцам захватить порт Рабаул, укрепить город и организовать основную базу для продолжения наступления вглубь территории Папуа — Новой Гвинеи по направлению к порту Порт-Морсби.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Нападение на Датч-Харбор
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги Нападение на Датч-Харбор Введение Нападение на Датч-Харбор — одно из боевых столкновений в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Произошло 3—5 июня 1942 года, близ острова Амакнак, к западу от Аляски.
Битва за Атту
Введение 1 Предыстория 2 Битва 3 Итоги сражения Список литературы Битва за Атту Введение Битва за Атту (операция «Песчаный краб», англ. Sandcrab) — операция армии США по освобождению острова Атту от японских войск в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Проходила с 11 по 30 мая 1943 года.
Имджинская война
Введение 1 Первая война 2 Вторая война 3 Итог Имджинская война Введение Доисторическая Корея Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан
Японцы в США
Введение 1 Поколения 2 Язык 3 История Японцы в США Введение Японцы в США (яп. 日系アメリカ人 Никкэй амэрикадзин?) — американцы японского происхождения. Среди азиатского населения страны занимают шестое место по численности. Население — примерно 1 204 тыс. чел. включая населения смешанного этнического типа.
Бирманская кампания
Введение 1 Накануне войны 2 Захват японцами Бирмы 2.1 Вторжение японцев и захват Нижней Бирмы 2.2 Захват японцами Средней и Верхней Бирмы 3 Операции в 1942—1943 годах
Интернирование японцев в Канаде
Интернирование японцев в Канаде — перемещение в лагеря свыше 22 тысяч японцев в Канаде во время Второй мировой войны. После событий в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года японцы, проживающие преимущественно в провинции Британская Колумбия, начали подвергаться преследованию. Было конфисковано около 1200 рыбацких лодок, принадлежавших японцам[1].
Перепись населения Латвии 2011
Перепись населения Латвии проходит с 1 марта по 31 мая 2011 года. Первая перепись населения с момента вступления страны в Европейский союз в 2004 году. Также первая перепись населения, где анкеты можно будет заполнить по интернету.[1] Заполнение анкеты по интернету можно произвести с 1 по 12 марта[2]. 2 марта возможность участвовать в переписи в интернете, введя номер паспорта и персональный код, была отменена из-за недостаточной защиты личных данных; остается возможность участвовать в переписи в интернете посредством электронной подписи или интернет-банка.[3].
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Временное правительство Кореи
Временное правительство Республики Корея — организация, провозгласившая себя правительством Кореи в изгнании. Находилось в Шанхае, а затем в Чунцине во время японской оккупации Восточного Китая.
Ляоянское сражение
Ляоянское сражение 1904 года, сражение между русской Маньчжурской армией и тремя японскими армиями во время русско-японской войны 1904-1905. Произошло 11(24) августа — 21 августа (3 сентября) в р-не г. Ляоян (юго-вост. часть Маньчжурии).
Россия в 1894 - 1916 гг.
Социально-экономическое развитие дореволюционной России (1894 - 1916). Военная история России в 1894 - 1916 годах.
Устройства ввода вывода информации
Персональный компьютер Персональный компьютер – универсальная техническая система. Его конфигурацию можно гибко изменять по мере необходимости. Тем не менее, существует понятие базовой конфигурации.
Виды модемов
Моде́м (аббревиатура, составленная из слов улятор- одулятор) — устройство, применяющееся в системах связи и выполняющее функцию модуляции и демодуляции. Модулятор осуществляет модуляцию несущего сигнала, то есть изменяет его характеристики в соответствии с изменениями входного информационного сигнала, демодулятор осуществляет обратный процесс.
Онсен - японские горячие источники
Onsen - японские горячие источники, чрезвычайно популярные среди населения. Онсен могут быть наружными (rotenburo или notenburo) и внутренними.
Япония 5
Япония Япония – островное государство на другом конце света, обладающее своеобразной культурой и традициями, а также многовековой историей. Многолетняя самоизоляция повлияла на все стороны жизни японцев – местная пища, кухня и рецепты уникальны – экзотичнее японской кухни может быть, пожалуй, только китайская.
Cакура - Prunus serrulata Вишня японская
Сакура – японская декоративная вишня (черешня). Это своего рода символ Японии. Её можно встретить в Японии повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев.
Пак Чон Хи
Пак Чон Хи (1917–1979), президент Южной Кореи. Родился 30 сентября 1917 в Тэгу, на юго-востоке Кореи. Учился в средней школе в Тэгу, преподавал в деревенской школе. В 1940 стал курсантом офицерского училища, окончил военную академию в Японии.
Ба Мо
Ба Мо (1893–1977), премьер-министр Мьянмы (Бирмы).