Контрольная работа:
Содержание понятия икона
Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона – переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона – живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Свое происхождение иконопись берет от эллинистической портретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техники написания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитые фаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены в захоронениях I –III веков. Эти портреты были религиозно-культового назначения. Они выполнялись на дереве или на ткани восковыми красками (энкаустика). Человек на фаюмском портрете изображался погрудно и в фас. Первые византийские иконы сохраняли погрудность и фасность изображения. Фаюмские портреты помещались на лицо умершему человеку и припеленовывались к телу. Икона пришла на Русь из Византии. Первыми учителями русских мастеров стали византийские художники.
Икона- это зримый образ незримого мира. Она рассматривается церковью не как тождественное божеству, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому дающий . Проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Поэтому иконопись обладает своим метаязыком. Сюжет и композиция иконы были строго каноническими. Иконописец обязан был следовать строгим правилам – канону. Это особенно относится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и церковью.
Икона- как изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она подчеркивала расстояние и разницу между высшим миром с приблизившимися к нему святыми и земным бытием, в котором существует зритель.
Композиция иконы имеет свои особенности. Каждый персонаж занимает свое, далеко не случайное место. Значение центрального образа подчеркивается его большими размерами по сравнению с другими.
В современных картинах люди и предметы, находящиеся ближе к нам, изображаются большими, чем те, которые вдали. Древний иконописец равнодушен к этой закономерности нашего зрения. Величина фигур и предметов определялась им не в зависимости от их положения в пространстве, а от их смыслового значения. Поэтому изображение Святого, даже стоящего на заднем плане, могло быть крупнее изображения простых смертных, написанных на переднем плане .
В иконе особенно бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в ”обратной перспективе”, т.е. состоящего из ближнего и среднего планов. Дальний план ограничен непроницаемым золотом (или желтым, красным, зеленым, синим) фоном. Иконописцы называют его светом.
Пространство иконы не уходило от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает, когда мы смотрим на картину),а словно идет к нам навстречу вместе с изображаемыми на иконе святыми. П.Флоренский не случайно называл обратную перспективу в иконе «обращенной». Очень точное определение. Именно обращенной к зрителю.
Цвет в иконе глубоко символичен, а в картинах он играет эмоциональную и информативную роль. В иконописной иерархии белый цвет занимает высшую ступень в иерархии цветов. Белый цвет означает нравственную чистоту, святость, духовное совершенство. Его используют при изображении одежды Иисуса Христа, Души Девы Марии, крыльев ангелов. Затем следует голубой, синий. Цвет рая, приюта души человеческой , цвет неба, где в багре и синеете Бог прибывает. Темно-вишневый цвет –любовь. Сияние и вишневые это традиционные цвета в одежде Христа. Зеленые цвет символизировал юность и надежду. Зеленый и коричневый – эта цвета Земли. Красный цвет – цвет страдания и мученичества, мученически пролитой крови (символом этого служил также крест),багряный – божество. Золото на иконе символизирует собой цвет, вечность. Низший цвет черный, он ассоциируется с адом, смертью, с дьявольским и символами, его можно видеть на иконах, изображающих страшный суд .
Иконописцы считались людьми высокого нравственного идеала. Мастерская древнего иконописца могла быть и в скромной монастырской келье, где трудился благочестивый монах, или быть при оружейной палате
(в XVI-XVII веке), при царском дворе, а может быть, и в городской мастерской иконописной артели. Занятие иконописью не было обычным ремеслом вроде сапожного или кузнечного. Это было занятие в высшей степени богоугодное. Иконописец перед началом работы постился, хмельного в рот не брал, шел в баню, надевал чистую рубаху, после этого приступал к работе.
Иконы писали на липовых, сосновых или кипарисовых досках. В древности иконы писали на таблетка, изготавливаемых из двух смежных холстов. Но, как правило, иконы писались на досках. Доски сначала просушивали, склеивали клеем, сваренным из хребтов осетровых рыб. Они соединялись специальными деревянными шпонками. До середины XVII века доски имели ковчег – небольшое углубление для основной композиции. Сверху на доски наклеивался холст- паволока, на которую наносился грунт- левакс. Левакс- это грунт из смеси толченого мела с животным клеем. На просохшую поверхность наводили лоск хвощем.
На готовую доску наносился контурный рисунок – графья. Выдающиеся мастера разрабатывали оригинальные композиции, рядовые художники пользовались образцами ( что не умоляло их заслуг в глазах современников). Затем наносились красочная темпера ( яичная темпера – живопись красками, связующим веществом которых служит яичный желток, или цельное яйцо ). Краски были естественного происхождения- минеральные и органические , растирали их в плошках на яичных желтках. Особенно ценились синяя лазурь, которую изготовляли из полудрагоценного минерала лазурита, его привозили издалека – из Персии или Средней Азии. Если заказчик был богат и не стоял за расходами, то нимбы вокруг голов. Детали одежды. А иногда и фон покрывался тончайшим слоем настоящего сусального золота. Закончив работу, иконописец покрывал изображение сверху олифой, после чего икона освещалась священником.
Другие работы по теме:
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде Великом
намение от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским.
Икона святой троицы рублев
«Троица» — икона Святой Троицы , написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ, чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Нерукотворный Образ
Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси.
Вход Господень в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице. Эта непосредственная близость к дням Страстей и крестной смерти Спасителя налагает на празднование Входа Господня в Иерусалим как бы страстную печать.
Синергийность иконообраза
В попытках решения проблемы Богообщения и Боговедения встречается несколько различных подходов и решений. 1) Богообщение невозможно, — в этом случае неизбежен деизм в онтологии и агностицизм в гносеологии. 2) Богообщение возможно.
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).
Илья Пророк
Икону по праву отнесли к характернейшим произведениям новгородской школы, так как она действительно вобрала в себя многие местные иконописные традиции.
Богоматерь Белозерская (Умиление)
История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим.
Борис и Глеб
В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году.
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Доклад о посещении Третьяковской галерее
Доклад о посещении государственной Третьяковской галереи Выполнил: Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Этот музей самый популярный среди туристов. Чтобы увидеть ее шедевры, миллионы людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из старейших районов Москвы, в Замоскворечье.
Массовая культура
Смешение культуры и политики. Массовая культура - культура масс, культура, для потребления народом; это создание не народа, а коммерческой индустрии культуры.
Живопись на Руси
Иконостас Благовещенского собора. Самое совершенное произведение А. Рублева – икона “Троица”. Иконопись.
Остробрамская икона Божией Матери
Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Русская иконопись 3
Русская иконопись — стала развиваться в конце X века крещением Руси. Греческие иконы Владимирская икона Божией Матери На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Русская икона
Древнерусская живопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
Белыничская икона Божией Матери
Введение 1 Версии о происхождении иконы 2 Вид иконы 3 История Список литературы Введение Белыничская икона Божией Матери Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
Монастыри
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750. ДОКЛАД по «Мировой художественной культуре». На тему: «Монастыри».
Обзор Костромы
Центральная площадь Костромы называют Сковородкой. Названия у нее, конечно, менялись. Некоторое время назад она была Советской, теперь - площадь Ивана Сусанина. Но называют ее все равно Сковородкой, независимо от официального имени.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).