А.Н. Орлов, доктор педагогических наук профессор кафедры педагогики БГПУ Тебе бы пользы все - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский
А.С. Пушкин
Педагогическая наука в настоящее время находится в кризисном социуме и переживает не самые лучшие времена. Педагогика зачастую замыкается на собственно-педагогических закономерностях, принципах, формах и методах, "оторванных" от реальной школьной практики, потребностей, интересов и возможностей учащихся.
Для ее развития, обогащения, более тесной связи с практикой безусловно необходимы различные меры, в том числе и дискуссии. Значение дискуссии, отстаивание полярных точек зрения имеет огромное значение не только для определения истины, но и для развития как педагогической теории, так и практики. Не случайно философ и педагог М.М. Бахтин отмечал, что когда все ученые сказали "да", то они стукнулись о дно, или поставили мертвую точку.
В этой связи нам импонирует моральный протест автора против педагогики, хотя гораздо плодотворнее было бы говорить о тех существенных недостатках, которые имеются в ее преподавании (Крутский А.Н. Какая нужна педагогика. Педагог. 1997. ¦ 1.).
На наш взгляд, все, что написано в статье не имеет четкого теоретико-методологического обоснования и является не чем иным как морализацией. Мефистофель, так блестяще представленный Гете, был величайшим мастером в отыскивании негативных моментов, в этом видел свою высокую миссию и был величайшим моралистом, даже выше любого пуританина.
Однако, давайте по порядку рассмотрим те основные позиции, которые высказаны в статье "Какая нужна педагогика".
В схеме "Педагогика", которая приводится, смешаны все ее разделы. Методологические основы стоят на третьем месте, закономерности - на девятом, такую педагогику мы не преподаем. Более того, в этой схеме нет важнейшего раздела - "Теоретико-методологические основы педагогики". Наверняка смешон будет тот архитектор, который начертит только один фундамент, а затем скажет, что остальное само собой как-то надстроится. Но если отсутствует фундамент, то есть система ценностей, охватываемых понятием "педагогическая культура", то можно ли на пороге XXI века выпускать из стен педуниверситета учителя, не усвоившего таких базовых проблем как "Антропологический подход в воспитании личности", "Структура педагогической науки и ее ведущие отрасли", "Целостность, неделимость духовной и биологической природы человека", "Источники и факторы развития личности", "Воспитательно-образовательные модели XX века", "Возраст как социокультурный феномен. Проблемы возрастной периодизации", "Принципы гуманистического воспитания", "Субъект-субъектные отношения педагога и учащегося", "Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении".
Это далеко не полный перечень проблем и вопросов, которые навсегда выпадут из подготовки будущего учителя, если, как предлагается, будет создана на каждом факультете кафедра психодидактики. Пренебрежительное отношение к теории, к тому, что накоплено педагогикой, больно накажет будущего учителя, так как еще К.Д. Ушинский отмечал, что практика без теории все равно, что знахарство в медицине.
Представленные методологические подходы невольно заставят вспомнить слова классика: "Все смешалось в доме Облонских...". Совершенно очевидно, что эти подходы представляют собой набор, не имеющий методологического основания. Наряду с системно-функциональным, системно-структурным, системно-логическим, дискретным ... в одном ряду стоит и коммуникативный подход.
Возникает вопрос, если есть коммуникативный, то где тогда конструктивный, организационный и гностический подходы. Хотя Н.В. Кузьмина трактует их не как подходы, а как умения, которыми должен владеть учитель для эффективного выполнения своих профессиональных функций. Такие подходы - это не возвышение психодидактики, так как их диалектическая несостоятельность достигла здесь своего предела.
Далее реализация перечисленных подходов в учебном процессе основана на методологических действиях, в частности: "Выборе психических функций личности, способствующих достижению целей"; "Оперативное преобразование учебного материала к виду, дающему возможность реализовать выбранные психические функции и достигать цели". К сожалению, еще никому не удавалось выбрать те или иные психические функции личности для достижения дидактической цели, так как выделение из сознания отдельной функции принципиально невозможно, ибо все они четко взаимодействуют между собой, составляя целостную систему.
Кроме этого, методологические подходы, обеспечивающие (или не обеспечивающие) развитие педагогического процесса дают только направление, общий абрис. Для их реализации необходима программа, в которой должны быть четко раскрыты вопросы: Чему учить? Как учить? В порядке эксперимента (надо полагать) уже несколько лет ведется А.Н. Крутским курс психодидактики физики. Хотелось бы знать, каковы результаты этого эксперимента и ознакомиться с такой программой, ее разделами, темами, временем на их изучение, основной и дополнительной литературой.
В статье отмечается: "Как известно, чтобы научить даже самому элементарному делу, например, плести лапти, надо уметь их плести самому. А если при этом еще разрабатываешь научные концепции лаптеплетения, то успех обеспечен". От этого пассажа потянуло всей "прелестью" первобытного общества и природной педагогикой, когда еще не существовало организованного обучения, и дети овладевали жизненным опытом путем подражания тому, что делают взрослые.
Но если бы лаптеплет начал обучать детей на рубеже XIX и XX столетия, когда появилось электричество, телефон, телеграф, радио, автомобили и самолеты, он был бы поражен и потрясен. Этот человек не смог бы понять, что имеет дело с огромными завоеваниями не путем подражания, копирования и многократного повторения, а путем творческого преобразования не только окружающей действительности, но и самого ЧЕЛОВЕКА.
В современном образовательном пространстве необходимо духовное воздействие одного субъекта (педагога) на другого субъекта (учащегося). Такое воздействие принципиально отличается даже от того, которое существовало буквально несколько лет назад. Еще Фихте предложил для обозначения такого воздействия термин "a", то есть приглашение к равноправному, партнерскому взаимодействию. Конечно, это не лапти плести, нам самим этому надо учиться. Вот на эту тему организовать дискуссию за круглым столом - очень полезно. Как говорится, милости просим!
Развитие общества, целостной культуры предполагает непрерывный процесс дифференциации и интеграции и выражается не только в разделении труда, но и более узкой профессионализации и специализации человека. Поэтому, мысль о том, что "Одним из важнейших критериев качества вузовского педагога должно являться умение хорошо работать в школе" как-то не нашла отклика в нашем сознании. Преподаватель вуза и учитель школы решают совершенно иные профессиональные задачи.
Диалектический процесс - это постоянное нарушение и восстановление гармонии противоположностей. В любой деятельности всегда присутствует диссонанс, противоречие. Этим разрешается антиномия противопоставления и сотрудничества, однако с перевесом сотрудничества и гармонии. Развитие организации (педуниверситета) есть сотрудничество различных подразделений, периодически нарушаемое противоречиями и постоянно преодолевающее их путем найденных решений. Иначе говоря, гармоническое взаимодействие, всегда несовершенное, но всегда совершенствующееся.
Попытка отстоять свободу действий путем устранения кого-либо или чего-либо явно ведет к противопоставлению, а не к конструктивному диалогу и, конечно, не будет способствовать повышению качества подготовки будущего учителя.
Это про нас философ сказал "человек произошел от обезьяны, а потому будем любить человека!" (Вл. Соловьев). Давайте помнить эту мысль.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Саботаж успеха
Деструктивная критика — одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается, и расшатывает уверенность в себе. Результаты падают до нуля.
Искусство критики: исцелять, не раня
Критика относится к числу конфликтогенов и является острым оружием: она больно ранит самолюбие критикуемого и может привести к конфликтам во взаимоотношениях с людьми.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Тактика работы с подчиненными
Основной формой официальных отношений в системе управления является отдача распоряжений. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности.
Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова "Левша"
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Право на суд... Сочинение - критическая статья
Автор: Разное Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.
Петр Андреевич Вяземский
Любовь к литературе. Журналистика и критика Вяземского, его творчество и значение творчества для литературы.
Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу
Введение 1 Методология 2 Спорные положения и критика проекта 3 Результаты проекта 4 Сопоставление источников по ранней истории Чжоу 4.1 Правители династии Чжоу, по хронологии, определённой в результате проекта Ся-Шан-Чжоу
Американская ассоциация звукозаписывающих компаний
Введение 1 История 2 Судебные иски 3 Критика 4 Курьёзы Список литературы Введение Америка́нская ассоциа́ция звукозапи́сывающих компа́ний (англ. Recording Industry Association of America, RIAA) — ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии США.
Центральное антикоррупционное бюро
Введение 1 Цели 2 Структура и состав 3 Критика 4 После выборов 2007 г Введение Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ, польск. Centralne Biuro Antykorupcyjne, CBA) — польская служба по борьбе с коррупцией в государственном и частном секторе. Учреждена с июля 2006 г. согласно закону, принятому в июне 2006 г. по инициативе правящей тогда партии «Право и справедливость».
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Армянская трагедия 1915 года книга
Введение 1 План Введение 2 Критика Список литературы Введение Армянская трагедия 1915 года — книга французского адвоката [1] , ревизиониста [2] Жоржа де Малевилля (George de Maleville), поддерживающая отрицание геноцида армян. На русском языке издана в 1990 г., в Баку.
Национальный фонд демократии
Введение 1 Руководство 2 Деятельность 3 Критика 4 Источники Введение «Национальный фонд демократии» (также известен как «Национальный фонд поддержки демократии»; англ. National Endowment for Democracy) — американская неправительственная организация, основанная в 1983 году Конгрессом США. Своей миссией фонд называет «содействие становлению и развитию демократии и свободы во всем мире».
Глоттальная теория
Введение 1 Описание 2 Критика теории Список литературы Введение Глоттальная теория — теория древнейшего состава, фонетических презентаций и дальнейших трансформаций праиндоевропейских смычных согласных фонем. Базируется на сравнительно-исторической фонологии и морфонологии индоевропейских языков и на типологии сходных консонантных систем в разных языках мира.
Архипелаг ГУЛАГ 2
Введение 1 Критика Список литературы Введение «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына).
Трансмиграционная программа
Введение 1 Возникновение 2 Развитие 3 Критика 4 Современное положение Введение Трансмиграционная программа (индонезийский язык: Transmigrasi) - крупномасштабная миграционная программа Голландской Ост-Индии, а затем и независимой республики Индонезия, характеризовавшаяся массовым плановым перемещением безземельных семей из плотно населенных островов Индонезии к менее густонаселенные области (острова) страны.
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Лушаньский пленум
(тж. Лушаньская конференция, Восьмой Пленум ЦК КПК) 1959 - поворотное событие в истории Китайской Коммунистической Партии. Также как кампания "Ста Цветов" положила конец интеллектуальной оппозиции КПК, Лушаньский Пленум обозначил дальнейшую невозможность существования политических разногласий в рядах партийного руководства.
Рейганомика
План Введение 1 Результат 2 Критика 3 Основное направление Список литературы Введение Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъемом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада.
Фонд Билла и Мелинды Гейтс
План Введение 1 История 2 Деятельность 3 Критика Список литературы Введение Фонд Билла и Мелинды Гейтс (англ. Bill & Melinda Gates Foundation) — крупнейший в мире благотворительный фонд, основанный Биллом и Мелиндой Гейтс. Одним из членов правления фонда является Уоррен Баффет.[1]
Патернализм
План Введение 1 Критика патернализма 1.1 Критика патернализма в юриспруденции 1.2 Критика патернализма в экономике 3 Источники и примечания Введение
Сюни, Рональд Григор
План Введение 1 Труды 2 Критика в Армении Список литературы Введение Рональд Григор Сюни (англ. Ronald Grigor Suny) — американский историк армянского происхождения, профессор политической и социальной истории Мичиганского университета, заслуженный профессор политологии Чикагского университета.
Адоратский, Владимир Викторович
План Введение 1 Биография 2 Критика Список литературы Введение Владимир Викторович Адоратский (7 (19) августа 1878, Казань — 5 июня 1945, Москва) — участник российского революционного движения, советский историк, философ-марксист. Академик АН СССР (1932).
План наполеоновского вторжения в Англию
План Введение 1 История 1.1 Разгром коалиции 2 Критика 3 Пропаганда и карикатура 4 Интересные факты Список литературы План наполеоновского вторжения в Англию
Любовь и боль за Россию в сказке Н С Лескова Левша
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и "состряпал" из них своего "Левшу".