.
Митрополит Питирим (Нечаев)
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвисты.
С точки зрения лингвистики несомненно, что славянские языки принадлежат индоевропейской группе и восходят к некоему единому, хотя и раздробленному на диалекты, праславянскому языку. Из европейских языков наиболее близкими к славянским являются балтийские, особенно литовский.
В "Повести временных лет" говорится, что славяне первоначально селились на Дунае и оттуда распространились к северу. У современных археологов нет единства в решении этого вопроса: одни считают прародиной славян бассейн Вислы и Одера, другие — территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. При том, что от древнейшего периода истории славянства до нас не дошло никаких письменных памятников, данные лингвистики и археологии бывает очень трудно объединить в целостную картину.
К числу исторических источников, содержащих сведения собственно о славянах, относятся произведения византийских историков начиная с VI в. н. э.: Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, готского историка Иордана и др. Ими упоминаются "склавины" и "анты". Как наиболее характерные черты славянских общностей византийские авторы отмечают вечевое правление, отсутствие жесткой княжеской власти, любовь к свободе и нежелание повиноваться "ромейским", (т.е. византийским) законам.
Попытки найти известия о славянах у более древних авторов дают материал интересный, но с точки зрения исторической науки довольно ненадежный. Славянами считают племена венедов или венетов, (давших название городу Венеции), известные античным историкам I–II вв. н. э., которых возводят к упоминаемым еще у Гомера энетам, союзникам троянцев. Весьма остроумно предположение о том, что к славянам могли принадлежать мифические амазонки — оно отчасти находит подтверждение в том, что греческое название "амазонес", созвучное прилагательному "алазонес" — "заносчивые", можно воспринимать как перевод на греческий племенного названия "славяне" — "славные". Древнерусский героический эпос также знает женщин-воительниц, называвшихся "поляницами". Некоторые ученые видят предков славян в описываемых Геродотом скифах-пахарях, погребающих своих умерших в курганах. Хотя исторически скифы принадлежат к иранской этнической группе, во времена Геродота этим именем могли называться все обитатели приднепровских степей. Подобные общие названия применялись и к другим группам в центральной Азии, да и в Западной Европе.
В истории неоднократно делались попытки усмотреть в этих полумифических повествованиях на уровне если не исторической достоверности, то поэтической интуиции, некоторые черты, приобретенные славянами во взаимодействии с окружающими их соседними племенами и унаследованные впоследствии русским народом. Это особая любовь к просторам, спокойное отношение к материальным потерям, отсутствие пристрастия к собственности и при этом — священное охранение своих традиций, любовь к могилам предков, воспетая впоследствии в русской поэзии и прозе. Продолжая эти аналогии, в мифических амазонках можно увидеть прообраз русской женщины, которая "коня на скаку остановит", а в искусных скифских мастерах, с помощью неведомых современных им простейших орудий изготавливавших тончайшие ювелирные изделия, — далеких предков знаменитого лесковского Левши, русских изобретателей — таких, как Кулибин или Калашников.
Совершенно ясно, что славяне уже в древнейшую эпоху не были обособлены от других племен, а существовали в тесном контакте с соседними народами, частично перенимая их обычаи. Между тем, известно, что и само по себе славянство было далеко не однородно. В V – VII вв. н.э. одна его племенная группировка заселила Псковскую и Новгородскую земли, войдя в соприкосновение с северными соседями. Другая, сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра, заняла территорию от нынешней Болгарии и Румынии до Азовского моря. Эти восточные южане вошли в тесное общение с местным иранским населением, ассимилировав часть его и восприняв некоторые элементы его культуры. По словам известного отечественного специалиста В.В. Седова, "количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства".
Нравственное сознание славян, видимо, стояло на довольно высоком уровне. Достаточно сказать, что древнейший русский свод права — "Русская правда" — во второй своей редакции ("Правда Ярославичей" — 60 – 70-е гг. XI в.) полностью запрещает кровную месть. Это можно, с одной стороны, приписать влиянию христианства, но с другой это означает, что в обществе были существенные предпосылки для такого решения, поскольку древнее законодательство, как правило, не вводило новых законов, а закрепляло уже существовавшие.
Религия древних славян реконструируется с большим трудом. В данном случае одним из основных источником является фольклор: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки, лирические песни. Они отражают "поэтические воззрения славян на природу". По всей видимости, религиозные представления славян к моменту принятия христианства находились на той стадии, когда вся природа представляется одушевленной, а отдельные духи и божества еще не вполне отделяются от нее. В частности, византийский автор X в., император Константин Багрянородный, в одном из своих сочинений сообщает интересные сведения о том, что славяне, совершая путь на юг через пороги Днепра, останавливались на острове, где рос могучий дуб, и приносили птиц в жертву этому дубу.
Имена славянских божеств, как правило, не дают никакого конкретного образа того или иного мифологического персонажа. Попытки реконструировать славянскую мифологию по аналогии с греческой, латинской, скандинавской или другой обусловлены, главным образом, представлением исследователей недавнего времени о том, что такая мифология непременно должна существовать в соответствии с законом эволюции.
Однако два признака славянской религиозности просматриваются с достаточной определенностью: культ природы и культ предков. Для первого характерно представление о взаимосвязи природных явлений, ощущение того, что мир — это единая система, законы которой нарушать нельзя. Почитание же умерших питало чувство единства рода, семьи, духовной связи, объединяющей живых и мертвых.
Некоторые сведения о религии славян дают древнерусские летописи и поучения церковных писателей. Из них наиболее важны "Речь философа", содержащаяся в "Повести временных лет", а также "Слово об идолех" — оригинальное произведение безымянного древнерусского книжника, являющееся распространением переведенного с греческого слова Святителя Григория Богослова, направленного против язычников. Из этих источников мы узнаем, что князь Владимир до принятия христианства предпринял реформу язычества, введя культ Перуна и с ним — некоего подобия пантеона богов.
По-видимому, этот культ не проник глубоко в народное сознание, поскольку противодействие христианству, которое обнаружили славяне, не шло ни в какое сравнение с длительным и ожесточенным сопротивлением ему у тех народов, которым были свойственны развитые системы язычества. С другой стороны, некоторые его элементы, связанные с любовным почитанием природы, сохранились у славян и после принятия христианства, сформировав особые народные традиции. Такие обычаи, как Масленица, обычай печь жаворонков из теста, украшение храмов березкой в Троицын день неукоснительно соблюдались в русской православной среде. Они не осуждались Церковью, хотя их дохристианские корни очевидны.
В материальной культуре некоторые отголоски дохристианских времен сохранились до наших дней. Архаичные мотивы веками воспроизводились в народной орнаментальной вышивке, украшении жилища, народном деревянном зодчестве. Наполняясь новым, христианским содержанием, древние орнаменты могли использоваться в украшении храмов.
Список литературы
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1913.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. тт. 1 – 3. М., 1865 – 1869, Репринт: М., 1994.
3. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — Вестник древней истории, 1941, № 1.
4. Панченко А.А. Народное Православие. СПб, 1998.
5. Русская правда. М., 1962.
6. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979.
7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
8. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
9. Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении. М. 1999.
10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь М., 1995
11. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования. М., 1991.
Другие работы по теме:
Глоттогенез славян, или Происхождение славянских языков
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований.
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Происхождение геометрии
Text Text Graphics Происхождение геометрии Работа ученицы 7 «Б» класса Нурмиевой Людмилы Graphics Содержание Почему возникла геометрия? Евклид – основатель геометрии
Духовное путешествие Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» — восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» — повесть-путешествие, «Тамань» — разбойничья повесть, «Княжна Мери» — «светская» повесть, «Фаталист» — повесть философская.
Обожествление природы - основа язычества
До принятия христианства в Киевской Руси господствовала языческая вера. Древние славяне обожествляли естественные явления, небесные светила. Они создали целое объединение богов, перед которыми низко склоняли голову. были бог неба Сварог, солнца - Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия и скотоводства - Велес (Волос), бог грома и войны - Перун.
Борятинские
Введение 1 Происхождение рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Борятинских Список литературы Введение Боря́тинские — старинный русский княжеский род.
Нагайбаки
Введение 1 Происхождение названия Список литературы Нагайбаки имеет самоназвание нагайбәкләр (nağaybдklдr) Введение Нагайба́ки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — тюркский народ, считавшийся до Всероссийской переписи 2002 года этнографической группой татар, проживающий по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области.
Кривичи 2
Введение 1 Происхождение 2 История 3 Культура 4 Полочане Список литературы Введение Кривичи́[1] — группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках[] на территориях нынешних Витебской, Могилёвской[2], Псковской, Брянской[3] и Смоленской областей, а также восточной Латвии . Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения [4] (Тушемлинская культура).
Теории расселения славян
1. Теории происхождения славян Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен.
Дреговичи
Введение 1 Этимология 2 История 3 Культура Список литературы Введение Дреговичи́[1] (белор. дрыгавічы) — восточно-славянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской [2], Брестской[3] и Минской[4] областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными - ятвяги и литва[5][6]
Ямская гоньба
Введение 1 Происхождение названия 2 История Список литературы Введение Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Пальоса дом
Введение 1 Конструкция 2 Происхождение и история 3 Музеи Список литературы Введение Пальоса, галис. palloza — традиционный тип жилища в Галисии. Распространён в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве жилищ пальосы использовались до 1970-х годов.
Довспрунги
, Доршпрунги (белор. Доршпрунгі) — легендарный княжеский род времён Летописной Литвы, от которого позднее (в XVI веке) выводили своё происхождение Гольшанские и Гедройцы.
Морея
Введение 1 История и этимология 1.1 Гипотезы о происхождении названия 1.1.1 Греческая гипотеза 1.1.2 Южнославянская гипотеза 2 Исторические события. Административная и политическая карта
Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства
Территория, на которой к концу I тысячелетия сложилась древнерусская народность и гос-во Киевская Русь, охватывала лесостепную и лесную части Восточно-европейской равнины. В течение VI-VIII веков славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной, Юго-Восточной Европе. На Западе они достигли Эльбы, на севере – Невы и Ладожского озера, на Востоке – средней Оки и верхнего Дона, на Юге заселили весь Балканский п-ов.
Днепровские балты
Балтийские и славянские археологические культуры в V—VI вв. Днепровские балты — балтийские племена, населявшие в древние времена бассейн Днепра между бассейнами Вислы и Волги в эпоху железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). Днепровские балты сформировались на финно-угорском субстрате. В летописях сохранилось имя только одного племени днепровских балтов — голядь[1].
Юдитта Чешская
Введение 1 Происхождение 2 Брак и дети 4 Внешние ссылки Введение Юдитта Чешская, также Юдифь Богемская, (чеш. Judita Českб, Judita Přemyslovna), (ок. 1202 — 2 июня 1230 года) — чешская принцесса из рода Пржемысловичей, дочь короля Чехии Пржемысла Оттокара I и Констанции Венгерской, жена герцога Каринтии Бернарда.
Адальберт архиепископ Гамбурга и Бремена
Адальберт (ок. 1000, Гозек — 16 марта 1072, Гослар) — архиепископ Гамбургский и Бременский (1046—1072). Архиепископ Гамбурга и Бремена, потомок древнего саксонского рода графов фон Веттин, выдающийся церковный и политический деятель XI столетия, был пробстом в Хальберштадте и в 1046 году, благодаря дружеским отношениям с королём Генрихом III, был назначен епископом объединённых в 847 году епархий Гамбурга и Бремена, под властью которых находилась вся Скандинавия и северные славяне.
Восточные славяне в древности 5
Восточные славяне в древности План: 1.Введение 6.Заключение 7.Литература 1.Введение Представленная работа посвящена теме "Восточные славяне в древности”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Религиозная вера древних славян
Во что верили древние славяне? Предки русского народа - восточные славяне - были язычниками. Языческая религия не признавала единого Бога. Как и другие древние народы, славяне поклонялись силам природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в образы божеств. Первое место в этом многобожии занимало божество солнца - Даж-бог (иначе Даждьбог, Дажебог).
Культура псковских длинных курганов
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры Список литературы Введение Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории V—X веках[1]. Сформировалась в V—VI веках в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён[2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Происхождение и расселение славян
Происхождение и расселение славян Историография о прародине славян Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»).
Происхождение древних славян
Первые упоминания о славянах. Передвижения славянских племен. Образ жизни славян. Распад племенных общин и начало государственности.
Славяне. Кто они?
Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-западной Европе, объединенная общностью происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы.
Жизнь древних славян
Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Платонов А.П.
Русский советский писатель - прозаик, драматург, публицист. В начале 20-х гг. сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов Родился в семье слесаря железно-дорожных мастерских. С 13 лет начал работать. Окончил Воронежский ж.-д. политехникум (1924).